aif.ru counter
Ольга Николаева 0 188

Эталон энергетики: как отрасль выживает в кризис?

ОМО имени П.И. Баранова стало лучшим в регионе потребителем электроэнергии и получил премию «Золотая опора».

Российскую энергетику ждут реформы.
Российскую энергетику ждут реформы. © / pixabay.com

17 мая в Москве состоялось награждение лауреатов премии в области энергетики «Золотая опора-2016». Самым добросовестным и ответственным предприятием в нашем регионе стало Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова (филиал АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»).

Награждение прошло в рамках круглого стола «Перспективы развития энергосбытового бизнеса в России», на котором обсудили современные реалии развития отрасли в стране, влияние кризиса на рост долгов населения и введение новых механизмов сбора платежей. Зачем нужны такие реформы? Как изменится сама система электроэнергетики и отразится ли это на обычных потребителях? В нюансах вопроса разбирались корреспонденты «АиФ в Омске».

Под один знаменатель  

Точкой отсчёта для всех энергетических новшеств станут 2017-2020 годы – именно тогда отрасль ждут кардинальные изменения. Уже в июне планируется на государственном уровне принять необходимые документы и тогда же приступить к разработке методических рекомендаций. 

«Порядка 3-4 лет назад мы переходили на иной порядок расчёта энергосбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, исходя из процента от цены продажи соответствующих объёмов электроэнергии, предоставляемых потребителю, - объясняет Виталий Королёв, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России. – Этот принцип изначально был зафиксирован в качестве временного. Тогда же было решено через некоторое время запустить всю эту историю с эталоном сбыта». 

Изящно звучащее выражение «эталон сбыта» на деле представляет собой следующую схему. Расходы и доходы гарантирующего поставщика унифицируют и из этого вычислят сбытовую надбавку. За основу берётся не экономическое регулирование, как это происходит сейчас, а метод сравнения аналогов. Простыми словами – это некое усреднение. Главное, к чему это приведёт, - к сокращению возможности сбытовых компаний включать свои расходы в тарифы.

«Мы недавно проводили анализ затрат на обслуживание электросетей разными предприятиями и увидели, что в этих компаниях итоговая цифра может отличаться до 12 раз! – недоумевает Виталий Королёв. – Объяснить это только климатическими условиями нельзя. Это вопрос напрямую связан с тем, как осуществлялось тарифное регулирование в прежние годы, как осуществлялось субсидирование, как в субъектах сдерживали или наоборот не сдерживали рост тарифов».

Тот факт, что все энергосбытовые компания под один знаменатель не уравняешь, очевиден. На многие факторы на самом деле влияют и климатические условия, и плотность населения, и многое другое. Поэтому этим летом начнётся активно обсуждение вопроса с участниками энергетического сообщества, которым с этими новшествами жить.

«Мы всегда говорим, что дьявол кроется в деталях, - говорит Мария Файрушина, первый заместитель исполнительного директора НП ЖКХ «Развитие». - Федеральная антимонопольная служба утвердила основные затраты в зависимости от территориальных и других особенностей деятельности гарантийных поставщиков. Эталонные затраты будут устанавливать  субъекты РФ и пересматривать их не чаще раза в три года».

Сами сбытовые компании такие новшества поддерживают, поскольку все изменения позволят перейти к долгосрочному тарифному регулированию, а также облегчат привлечение кредитов для энергосбытов. На круглом столе также возник вопрос, является ли конкуренция между энергосбытовыми компаниями определением эталона? Не секрет, что далеко не все компании смогут соответствовать эталону. Поэтому так важно учитывать особенности каждой территории, чтобы не дискриминировать конкретные предприятия.

Для участия в работе круглого стола в Москву съехались представители энергетических компаний со всей России. Фото: Омская энергосбытовая компания

Борьба с долгами

Новшества в энергетической отрасли направлены и на то, чтобы сократить рост неплатежей среди разных категорий населения. Для примера на круглом столе привели пример Северного Кавказа, где задолженность перед гарантирующими поставщиками составляет 61%. Невооружённым глазом видно, что проблемы в этой сфере здесь серьёзные. Кстати, на том же Северном Кавказе есть льготные условия для приобретения электроэнергии для гарантирующих поставщиков. С одной стороны, такие льготы направлены на снижение цены для потребителей в регионе, а с другой, эффект можно получить противоположный. На Северном Кавказе данной льготой поставщики пользуются весьма специфично – покупают больше ресурса, чем им необходимо, а потом перепродают, но уже в несколько раз дороже. Такие вот рыночные отношения.

Всего же в России сейчас общая задолженность населения за коммуналку составляет неимоверную сумму в размере 1 трлн рублей!

«Если смотреть динамику того, что мы сейчас имеем в сфере ЖКХ, то можно увидеть, что долги населения за последние пять лет увеличились на 70%, - объясняет Ильнар Мирсияпов, руководитель Блока стратегии и инвестиций ПАО «Интер РАО». -  Если говорить конкретно про ресурсоснабжающие организации, то эталоном можно считать Мосэнергосбыт, где собираемость платежей составляет от 98,5% до 100%. У остальных представителей сбытового бизнеса показатели ниже в разы и могут составлять 54%».

Четыре года назад возник вопрос о необходимости создания единого расчётного центра, который бы строго контролировал систему коммунальных платежей. Иными словами, чтобы ни один рубль не ушёл ни вправо, ни влево, все средства адресно получат поставщики ресурса. В Московской и Ленинградской областях такая практика есть, а в 2017 году запустят ряд пилотных проектов в регионах РФ, где заработают подобные центры. Таким образом можно убрать всех посредников в виде управляющих организаций и прекратить воровство средств в сфере ЖКХ. К тому же, очень удобно, когда та же электроэнергия прописана не в отдельной квитанции, а в общей. Скорее всего, человек пойдёт и оплатит всю коммуналку сразу, хотя и может выделить отдельные пункты.

Важно отметить, что такое новшество не приведёт к росту тарифа для населения. Все затраты лягут на плечи поставщиков ресурса. Говоря о тарифном регулировании, поставщики единогласно отмечают: главное, чтобы их рост не превышал уровень инфляции.

«Золотая опора» - у ОМО имени П.И. Баранова

Что касается самых добросовестных и ответственных потребителей энергоресурса, то они приехали на награждение премии «Золотая опора» со всей страны: Санкт-Петербург, Омск, Тамбов, Саратов, Алтайский край…  Директор Омской энергосбытовой компании Станислав Протасов вручил награду главному энергетику АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» Виктору Бабину.

«По итогам 2015 года предприятие признано лучшим потребителем электроэнергии на территории Омской области и номинировано на звание победителя ежегодного конкурса «Золотая опора» среди клиентов энергосбытовых компаний Группы ПАО «Интер РАО», - рассказывает Станислав Протасов. - Оценка платежной дисциплины в регионе производилась среди 20,5 тыс. юридических лиц. Объём потребления электроэнергии АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»  в 2015 году составил 52,3 млн кВт⋅ч. Являясь одним из крупнейших предприятий Омской области, Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова (филиал АО «НПЦ газотурбостроения «Салют») имеет величину максимальной мощности энергопринимающих устройств более 10 МВт.

Станислав Протасов вручает награду Виктору Бабину. Фото: Омская энергосбытовая компания

Компетентно

Андрей Ковалёв, генеральный директор ПАО «Мосэнергосбыт»:   

- В части стандартов обслуживания решающую роль играют интересы потребителей. Конкретно мы готовы к большому наплыву клиентов, чтобы оперативно реагировать на все просьбы. Модель работы должна стимулировать клиентов к заочному обслуживанию, то есть оплате услуг в электронном виде, а также внесению авансовых платежей. Но в этих двух случаях нужен инструмент в виде скидок. Также важно, чтобы у сбытовых надбавок был предельный уровень, а уже сама сбытовая компания своей маркетинговой политикой могла предложить клиентам какие-то льготные условия.

Есть мнение

Александр Старченко, председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»:

- По логике наша структура энергетики должна быть конкурирующей, но никакой конкуренции в энергосбытовом секторе не существует по определению. Сами потребители определяют, какие стандарты качества их устраивают, а какие нет, сколько они готовы за это платить и в какие места понесут свои деньги. Но всего этого у нас нет. Мне это напоминает съезд извозчиков, которые решили идентифицировать свою биржу по частному извозу и дали взятку, чтобы железная дорога прошла в 60 км от города и они не потеряли свой бизнес. На самом деле мир уже давно изменился, но не в России. Потребители должны иметь возможность в почасовом режиме выбирать поставщиков, вот это потребителю нужно. А вот то, что нужно включить в эталонные затраты, а что нет – людям не очень понятно. Ещё хочется сказать, что те, кто рассказывает, что новые технологии дороже старых, обманывают, потому что людям просто не хочется терять часть своих доходов. 

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему изменились цены на крепкий алкоголь?
  2. Почему автобус №78 не ездит по вечерам и выходным? Что за странный маршрут?
  3. Как будем отдыхать 23 февраля 2019 года?

А вы платите за капремонт?