aif.ru counter
Дмитрий Мазур 0 504

У нас всё отобрали. Почему 300-летие получилось таким скромным?

Отзвучат речи, отгремят салюты… Не останется ли Омск вновь один на один со своими разбитыми дорогами и недостроенными юбилейными объектами? Как вообще такое могло с нами произойти?

Во время открытия парка 300-летия пошёл сильный дождь.
Во время открытия парка 300-летия пошёл сильный дождь. © / николай Кривич / АиФ

На эти вопросы ответил гость редакции «АиФ в Омске» Юрий Глебов, почётный гражданин города, возглавлявший Омский горисполком в 1982-1991 годах. Эта должность фактически аналогична должности нынешнего мэра города, а вот реальной власти у тогдашнего градоначальника, пожалуй, было больше.

«Взаимоотношения центральной, региональной и местной власти в те времена строились совершенно иначе, чем сейчас, - говорит Юрий Яковлевич. - Мы в области защищали свой бюджет, договаривались, какое финансирование поступает в город на те или иные объекты. И мы знали, что эти деньги обязательно придут. Это первое преимущество, которое у нас было. Второе - конструктивные взаимоотношения с руководителями промышленных предприятий».

Танки и кувалды

Дмитрий Мазур, «АиФ в Омске»: Согласитесь, и сегодня городская власть очень конструктивно взаимодействует с предприятиями. Без них Омск, наверное, не получил бы и десятой доли того, что сделано в плане юбилейного благоустройства.

Юрий Глебов

Юрий Глебов: Нет, прежние масштабы сотрудничества даже нельзя сравнивать с нынешними. Практически все предприятия участвовали в строительстве городских объектов в качестве долевиков. Строили школы, детсады, жильё - и при этом под нашим руководством. Более того, все руководители прислушивались к нашим рекомендациям и пожеланиям. Ведь предприятия много объектов вводили в строй и за счёт своих средств, так называемым хозспособом. Им под эти объекты была необходима земля и коммуникации. В определённом смысле они зависели от городской власти. И если кто-то пытался выстраивать собственную линию поведения в ущерб городу, такому руководителю могли об этом сказать на заседании исполкома.

Например, Омский завод транспорт­ного машиностроения всегда находился на особом положении. Первый секретарь омского обкома

Сергей Манякин запрещал его без необходимости трогать, так как он выпускал оборонную продукцию - танки. Гражданской продукции этот завод почти не производил и едва ли не меньше всех строил объектов хозспособом. И вот на одном из заседаний мне пришлось сказать в адрес руководства завода: «Такое большое предприятие, а из товаров народного потребления выпускает только кувалды!» Впрочем, это скорее исключение из правил. В основном омские предприятия принимали самое активное участие в жизни города. Конечно, сегодня всё стало намного сложнее: ни областная, ни городская власть не имеют былого влияния на руководителей-производственников. Различные акционерные общества и холдинги зарегистрированы где-то далеко от Омска, прибыль уходит в неизвестном для нас направлении.

Чьи правила игры?

- То есть столица в любом случае хозяйка положения?

- Разумеется. Это особенно отчётливо прослеживается на примере программы по подготовке к празднованию 300-летия Омска. К этому событию готовились давно. Всё началось с того, что программу утвердил президент России, в неё планировали вложить порядка 100 млрд руб. Основные деньги были заложены в три объекта: аэропорт Фёдоровка, метро и гидроузел. Но именно эти проекты так и не осуществились - и деньги, де-факто заложенные в них, не были распределены по другим объектам. А ведь на миллиарды, причитающиеся Омску, у нас можно было построить ещё немало дорог, жилых домов, детских садов и школ. Вместо этого премьер-министр Дмитрий Медведев просто снял «лишние» средства с нашей программы - и теперь эти деньги, конечно, никогда в Омск не вернутся.

Процедура торгов - бесполезная и вредная.

Порядка нет

- С тем, что у нас не будет метро и нового аэропорта, омичи, похоже, уже смирились. А как вы оцениваете работу муниципалитета и общее благоустройство города к юбилею?

- Муниципалитет в целом выполнил свои обязательства и по детсадам, и по спортивным сооружениям. Однако в городе, я считаю, так и не удалось навести даже элементарный порядок. Особенно это видно на второстепенных улицах, в частном секторе. Даже на гостевом маршруте - разбитые заборы, перекошенные дома, поросшие бурьяном газоны. И это лицо нашего города?

- А что происходит с омским общественным транспортом? Это же неотъемлемая часть инфраструктуры города, и она, судя по отзывам наших читателей, не в лучшем виде.

- Она не в лучшем виде, потому что сам по себе муниципальный транспорт устарел. В своё время в Омске, ещё при мэре Валерии Рощупкине, заменили старые «Икарусы», частичное обновление продолжалось в период работы Виктора Шрейдера. Но в последующие годы транспорт почти не обновлялся. Что же мы хотим? В некоторых городах передали общественный транспорт из муниципалитета в частные руки, но я бы не торопился говорить, что это какой-то удачный опыт. По-моему, все крупные города России переживают схожие проблемы. Для того чтобы нормально работал пассажирский транспорт, необходимы дороги и собственно транспорт. Но, к сожалению, с тем и другим в Омске проблемы. И во многом из-за того, что в вопросах, связанных с финансированием регионов, российское правительство ведёт себя не совсем порядочно. Ведь оно если и выделяет какие-то средства, то лишь по принципу софинансирования: то есть когда город и область вложат свои деньги. И вот только при этих трёх условиях может состояться строительство какого-либо объекта. Но зачастую получается, что из-за несогласованности их действий объект, на который даже есть техническая документация, не получает необходимых финансов.

Честнее было бы, если бы государство давало средства регионам в полном объёме и строго отслеживало их освоение. А какие трудности возникают, когда техническую документацию надо пропустить через процедуру торгов! Считаю, что это абсолютно бесполезная и даже вредная система. Зачастую в этих аукционах участвуют фирмы, у которых, кроме карандаша и ручки, ничего нет. Такая, с позволения сказать, компания только тем и занимается, что занижает стоимость выполнения работ, а потом переуступает права строительным организациям. И вот им-то и приходиться выкручиваться: попробуй построй что-то стоящее за минимальную сумму!

Государство должно давать деньги регионам.

- Омск - не единственный в таком положении…

- Нет, конечно. Эта система торжествует по всей России. Смотришь, то в одном городе дом дал трещину, то у другого фундамент просел, вентиляция не работает или ещё что-то. А почему? Потому что нет нормативов и контроля за ходом строительства. Раньше этими вопросами занимался Госстрой, теперь всё отдано на откуп так называемым саморегулируемым организациям, то есть самим строителям. Но разве могут подрядчики сами себя и контролировать? Отсюда и злоупотребления. Что же касается юбилея Омска, то по большому счёту все наши беды кроются в элементарном дефиците бюджетных средств. Большую часть заработков мы отдаём в регион и федерацию. У города отбирают почти всё, ему остаются только кое-какие местные налоги, а это очень небольшие деньги.

ДОСЬЕ
Юрий ГЛЕБОВ. Родился в 1930 году в селе Плахино Колосовского района Омской области. Поступил в Омский сельскохозяйственный институт. Работал в Главомскпромстрое. Осенью 1981 года избран секретарём Омского горкома КПСС, в 1982 году - председателем исполкома городского Совета народных депутатов. Принимал участие в возведении социальных объектов: городского Дворца пионеров и школьников, Дома быта и др.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Зачем нужны электронные больничные листы?
  2. Чем знаменит Дмитрий Карбышев, именем которого назовут аэропорт в Омске?
  3. Нужно ли второй раз платить за проезд, если транспорт сломался на маршруте?

Где вы планируете встречать Новый 2019 год?