Ольга МинайлоМарина Петрова 0 274

Эх, дороги… пыль да туман. Куда увезут омские автобусы?

Представьте, что вы живете где-нибудь в Усть-Ишимском районе, куда автобусы в плохую погоду просто не проедут, а в хорошую… Много чего может случиться. Деньги, например, у областных перевозчиков могут закончиться.

Если в России две беды, то в Омской области есть и третья - с деньгами на перевозки.
Если в России две беды, то в Омской области есть и третья - с деньгами на перевозки. © / Александра Горбунова / АиФ

Омские дороги давно уже стали притчей во языцех на всероссийском уровне, что хоть и вызывает раздражение у местных жителей, но, во всяком случае, привычное. Когда в эту дорожную бочку дегтя накладываются еще и транспортные проблемы, то здесь, что называется, тушите свет.

Везде твёрдый, а у нас… жидкий  

В настоящее время между областными перевозчиками и министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области сложилась странная ситуация. Началось всё ещё в конце прошлого года, когда некоторым предприятиям перестали выплачивать субсидии. В 2015 году ситуация в лучшую сторону не изменилась. Областные перевозчики продолжают работать в убыток и добиваются выплаты субсидий за несколько месяцев прошлого и нынешнего годов через суды. Причем некоторые транспортники объявляют бойкот и вообще не выпускают автобусы на маршрут.

Татьяна Мезенцева   

«Нам пришлось обращаться в Арбитражный суд, мы его выиграли, теперь ждём денег, - говорит Татьяна Мезенцева, директор ООО «Нижнеомское АТП-28». – Долги у предприятия растут, и в таких условиях жить дальше невыносимо. Минпром, который должен нас защищать и стоять на нашей стороне, фактически нас «кидает». Что делать? Закрывать предприятия и отправлять всех работников на биржу? Мы даже заработную плату не можем сотрудникам полностью выплатить. Некоторое время в октябре мы не работали, вынужденные убытки составили 608 тыс. руб. Причём мы обязаны отправлять автобусы и на нерентабельные маршруты, потому что там живут люди. И это при условии, что наши дороги – это жидкий асфальт. Везде твердый, а у нас – жидкий…».

Субсидии в министерство промышленности поступают из регионального министерства финансов, где нас заверили, что все средства перечисляются в соответствии с графиками, и никаких проблем нет. В самом же минпроме обещают решить проблему в ближайшее время, правда, так и осталось загадкой, почему вообще возникли какие-то проблемы, если с финансами проблем нет?

Между тем недавно вновь изменился порядок предоставления субсидий перевозчикам согласно постановлению правительства Омской области от 21 октября 2015 года № 280-п. После чего в РЭК Омской области изменили методические указания, определяющие размер провозной платы на перевозки пассажиров автобусами по пригородным, внутриобластным и городским (кроме города Омска) маршрутам. Провозная плата – это цена договора перевозки пассажира и багажа, договор «подписывается» приобретением билета. Если пассажира освободили от этой платы, то расходы за его перевозку транспортной компании компенсируются. Все эти изменения произошли после появления федерального закона от 13 июля 2015 № 220-ФЗ, который определил виды маршрутов: межмуниципальные и муниципальные. Организатор первых - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта, вторых - органы местного самоуправления.

Пожаловаться президенту?

Иногда вмешательство президента или представителей других федеральных органов власти действительно помогают повлиять на ситуацию. Например, можно вспомнить историю с электричками, которые во многих регионах в один момент вообще решили убрать. Однако президентская инициатива быстро расставила всё на своих местах. Сейчас вопрос областных перевозок нашего региона заинтересовал депутата Госдумы Олега Денисенко:

Олег Денисенко          

«Сейчас все говорят о системном кризисе и о том, что экономика идет на спад, - да, это мировая тенденция, но к решению узкоспециального вопроса она имеет незначительное отношение. Предприятия, которые занимаются перевозками внутри районов, практически лежат на боку. Да, новый закон о перевозках вступит в силу с января следующего года, но когда он реально заработает? Обращения к президенту иногда помогают, как в случае с электричками. Сразу находятся и деньги и возможности, чтобы повернуть все в обратную сторону. Но! Мне бы не хотелось, чтобы у нас таким образом решались в стране проблемы, которые можно решить в рамках регионов. Что касается нелегальных перевозчиков… А что, только сейчас все узнали, что они есть? Это функция власти и правоохранительных органов - контролировать подобные вопросы. Если сейчас проблему областных перевозок в Омской области не решить окончательно, она в ближайшее время будет громко звучать на всю страну. Мне не очень нравится, когда про Омскую область говорят в негативном ключе. Ещё непонятна позиция министерства финансов. Если все так благостно, как они говорят, деньги есть и они переводятся, то почему минпром ими не оперативно распоряжается? У меня почему-то возникают сомнения, действительно ли деньги переводятся в нужном объёме». 

Неокупаемые маршруты могут просто закрыть. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Оторванные от мира

Самый крайний населённый пункт на севере области – посёлок Малая Бича. Добраться до него очень сложно, обычная легковая машина не пройдёт. В этом году обильные осадки привели к тому, что возможность выехать за пределы посёлка появилась только в конце июля не без усилий со стороны населения – подтопленный участок закладывали кирпичом. Дорога до Малой Бичи высыхает слишком долго, потому что практически не продувается ветрами - лес с каждым годом разрастается и становится всё ближе. Любой дождь становится проблемой из-за того, что она находится на нулевой отметке, чтобы вода стекала, нужно дорогу поднимать хотя бы на метр, на это потребуются немалые деньги. Например, четыре километра дороги Усть-Ишим – Никольск обошлись в 71 млн руб. При этом она грунтощебёночная, то есть из смеси земли и щебня.


В 71 млн руб. обошлись 4 км 

                                           грунтощебёночной дороги.


Призывников в армию из Малой Бичи обычно отправляют в ковше трактора. В этом году одному парню уже пообещали отсрочку, потому что выехать из посёлка никак не получалось даже обычным для местных транспортом – автобусом на базе «Урала». Однако молодой человек предпочёл не ждать и пешком отправился в Усть-Ишим.

Усть-Ишимский район этой весной был самым тяжёлым по подтоплению, многие населённые пункты тогда остались без связи с внешним миром. Дороги были настолько напитаны водой, что качественно их восстановить возможности не было даже летом, сначала нужно было просушивать. Восстановление дорог северных территорий будет происходить по специальной программе в 2016-2018 годах.

Станислав Гребенщиков  

«В целом по области на самом деле дороги сегодня не в лучшем состоянии, - признаётся Станислав Гребенщиков, заместитель председателя правительства Омской области. - Самое больное место - дороги севера, здесь предстоит огромная работа, особенно после наводнения. Самый сложный участок на сегодня по доступности – это дорога Усть-Ишим – Загваздино длиной 60 км. Работы будут производиться зимой, потому что осенью не было возможности зайти на ремонтные работы.

Кроме того, в программе доступности по Усть-Ишимскому району у нас три моста. Мы завозим туда материалы, и приступили с первыми морозами, потому что такова технология. Сегодня мы завезли тудапочти все инертные материалы, сваи. Это участок, который находится на особом контроле.

Невероятно сложно, но с помощью всех сил и средств заинтересованных людей мы получили 1 октября деньги на восстановление дорог после паводка. Поэтому сейчас проходит процедура торгов. Эти средства будут использованы в 2016 году до полного устранения последствий от наводнения.

Кстати

Труднодоступные населённые пункты Омской области и постоянно проверяющие людей и машины на прочность местные дороги могли бы побороться за места во всевозможных мировых рейтингах. Правда, поселения и города, а также магистрали и серпантины в основном попадают туда из-за особенностей географических. Например, город Ла-Ринконада в Перу, расположившийся на высоте более 5 тыс. метров - самый высокогорный на Земле. Население его, несмотря на суровые условия проживания, стремительно увеличивается. Рядом с австрийским городом Гальштат нет магистралей. Туристы рассказывают, что попасть в него можно через тоннель, проложенный в горах, или по железной дороге. Но станция находится на другом берегу озера, пассажиров перевозят в город лодками. Тем не менее, этот город красив и привлекателен для туристов. Выходит, оторванность от цивилизации не ставит крест на жизни людей.

Куско, Перу
В Перу есть города, расположенные высоко в горах. Фото: www.globallookpress.com

В рейтинг самых опасных в мире дорог в 2006 году попала и одна российская. Вместе с ней горный перевал на юге Франции в Альпах под названием Коль-де-Турини. Он расположен на высоте более чем 1,6 тыс. метров над уровнем моря. А также Лех-Манальское шоссе в Индии, которое проходит через несколько  самых высоких горных перевалов в мире. Это дорога со снегом, оползнями и сложным ландшафтом. В этом же рейтинге вместе с ними присутствовала и российская «Дорога в ад». Так автомобильную дорогу федерального значения М-56 «Лена» перестали называть только пару лет назад. Дорога идёт преимущественно по территории вечной мерзлоты. Асфальтовое покрытие до 2012-2014 гг. было только на небольших участках в районе Тынды, Нерюнгри и Алдана. Существовали участки, на которых полностью отсутствовало покрытие, и по дороге в период снеготаяния, то есть с мая по начало июня, кое-где невозможно было проехать. Фотографии неотремонтированной трассы в Сети вызывают только ужас. Сегодня реконструкция ведётся на 228 километрах автодороги.

Избавимся от «нелегалов»:

Алексей Лазуткин, начальник отдела пассажирских перевозок министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области:

Алексей Лазуткин      

- Задолженность перед перевозчиками мы, безусловно, погасим. Системный кризис сложился не из-за того, что мы плохо исполняем свои обязательства, а из-за системы организации, существующей в России. То есть нет равных конкурентных условий у всех участников рынка. Есть перевозчики, которые работают по базовой маршрутной сети, соблюдают все требования безопасности и так далее. Но есть другие перевозчики, которые фактически не заключают договоры. То есть они не соблюдают режима труда и отдыха водителей, у них отсутствует предрейсовый медосмотр и многое другое, что позволяет экономить. Эта система сложилась годами, так как не было регуляции со стороны федерального законодательства. Сейчас принят 220 ФЗ, где все подобные правоотношения отрегулированы, но он вступает в силу поэтапно. Например, с июля 2016 года перевозчик, не соблюдающий жёсткие требования по организации перевозок, будет нести административную ответственность. Для водителя – 5 тыс. руб., для юридического лица – 300 тыс. руб. В таком случае можно будет убрать такое понятие, как нелегальный перевозчик, и это основная задача на следующий год.

Маршруты могут закрыть

Алексей Жарков, депутат Заксобрания:

Алексей Жарков          

- Исходя из нового федерального закона, все участники рынка будут проходить через конкурс на каждый маршрут. Но у нас в Омской области есть такие маршруты, куда частник в жизни не пойдет, а, значит, их всегда будут обслуживать исключительно государственные предприятия. Я придерживаюсь той позиции, что такие предприятия нужно обязательно поддерживать, чтобы они обслуживали эти маршруты. Там, где хорошо, все согласятся поехать, а у нас в области дороги сами понимаете какие. Да и где они вообще? Чтобы организовывать нормальные транспортные перевозки, сначала нужно сделать дороги. Кто повезет по ним новые автобусы, чтобы потом эти автобусы «угрохать»? Никакими деньгами потом ремонт не отобьешь. Я переживаю из-за того, что подобные непривлекательные маршруты могут просто закрыть. Поэтому поддерживать, в первую, очередь надо муниципальные предприятия. Частные перевозчики, если им что-то не понравится, развернутся и уйдут.


Летом порядка 10-12 перевозчиков подали в суд.


Будем дальше судиться

Юрий Арчибасов, руководитель компании «Автобусы Омска»:

Юрий Арчибасов         

- Ситуация на самом деле достаточно серьезная, я говорю не только за себя, но и за всех перевозчиков, - объясняет. Работа на базовой маршрутной сети – социально значимая. Перевозчики должны подать свои транспортные средства на платформу автовокзалов независимо от того, сколько пассажиров сядет в автобус. Сказать, сколько денег можно собрать с продажи билетов, невозможно. Дождь идёт -  люди не едут, светит солнце – люди едут. Деньги перевозчика складываются из нескольких составляющих, среди которых продажа билетов в кассах автовокзалов; перечисление министерством труда сумм по перевезённым пассажирам-льготникам; субсидия минтранспорта. На конец года по субсидиям сложилась задолженность, и у каждого предприятия она своя. У кого-то 300 тыс. руб., у кого-то 500, а у кого-то миллион. Летом порядка 10-12 перевозчиков подали в суд.

По факту, наше предприятие за последние 13 месяцев получило субсидию пять раз. Как мы должны работать? Будем и дальше судиться.

Нужна культура

Денис Мацуев, народный артист России

Денис Мацуев             

- Я гастролирую по всему миру и по всем регионам России, независимо от развития инфраструктуры. Необходимы только условия для того, чтобы можно было играть, а люди могли слушать музыку. Есть территории более развитые, есть менее развитые. Но в целом по стране видны изменения к лучшему. В начале ноября мы ехали в Липецк по федеральной трассе «Дон». Качество трассы настолько хорошее, что, казалось, едешь по какой-либо из стран Европы. Хочется поблагодарить тех, кто строит такие дороги в сложных условиях России. И сказать всем, кто боится ездить по нашей стране из-за плохих дорог - поверьте,  инфраструктура улучшается. Конечно, сейчас кризис, многие проекты приостанавливаются. И далеко не во всех населённых пунктах люди могут послушать концерт классической музыки. Но надо развивать культуру хотя бы в крупных региональных центрах. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета


Актуальные вопросы

  1. Как приготовить шашлык из свинины в необычном маринаде?
  2. Как омичи отдыхают на майские праздники?
  3. Когда в Омске пустят автобусы для дачников?

Вы довольны своей работой и зарплатой?