aif.ru counter
Наталья Виркунен 0 98

Дело в шапке! Основательница омского бренда рассказала, как начинала бизнес

В октябре свой шестой день рождения отпраздновала омская компания по производству шапок для всей семьи.

Мама знает, в чём будет тепло на горной вершине
Мама знает, в чём будет тепло на горной вершине © / Елена Харламова / Из личного архива

Её основательница и руководитель Елена Харламова, будучи журналистом в декретном отпуске, никогда не предполагала, что собственное производство будет иметь такой размах. Тем более заботливой маме, начавшей своё дело с пошива и вязания шапочек для близких, было сложно представить, что со временем бренд превратится в некую визитную карточку города. О том, как из небольших ростков любовью и усердием можно вырастить такой приличный «урожай», узнавал «АиФ в Омске».

Помог декретный отпуск

Наталья Виркунен, АиФ в Омске: Как зародилось ваше предприятие?

Елена Харламова: Во время моего декретного отпуска в 2012 году. Не рассчитывали, честно сказать, открывать какой-либо бизнес. Поехали покупать мужу шапку - нужна была самая обычная, ничего не нашли. В итоге купили пряжу, и шапку связала я. Сфотографировалась с ней и выложила фото в соцсетях, тут же получила пару заказов. Так понемногу всё развернулось до нынешних масштабов.

- А когда на этом пути вы решили, что всё серьёзно, что предприятию быть?

- В 2012 году в Омске соцсети только-только начали развиваться, на заказ особо никто не вязал, не рекламировался. Проторённых путей продвижения не было. Но мы увидели спрос и живой интерес. В декретном отпуске мне всё равно особо нечем было заниматься. Решила: почему бы и нет? За сезон с октября 2012-го по апрель 2013-го выполнила около сот­ни заказов и не думала, что буду заниматься этим дальше. Планировала выйти из декрета на прежнюю работу. Зима закончилась, и спрос на шапки, естественно, упал.

Летом  нужна была сыну шапка из обычного трикотажа, без лишних деталей, в магазинах такой снова не нашлось. Я купила ткань, сшила детскую шапочку, и тут же во дворе мамочки стали интересоваться, можно ли им такую же. Так к нашему ассортименту добавились шапки трикотажные. И понеслось! Я не успевала выполнять заказы, поэтому было принято решение открывать мастерскую и нанимать первого сотрудника. Муж ушёл с работы и начал мне активно помогать.

- Сейчас как-то разделяете обязанности?

- Да, муж занимается техническими вопросами: фирменным сайтом, внутренними программами учёта, программами для обслуживания заказов, проводит фотосессии и прочее.

- А ваши обязанности на чём замыкаются?

- Я по-прежнему руковожу всем процессом, разрабатываю дизайн шапок.

- Занимаетесь только индивидуальными заказами?

- Есть ещё оптовые заказы, из других городов преимущественно.

- Спорные ситуации случаются? Как обходите конфликты?

- Спорные моменты бывают постоянно. Но в любом случае право решающего голоса принадлежит мне. Хотя бы потому, что у меня есть чёткое понимание, кому я продаю наши шапки: такой же молодой женщине с детьми или ребёнком. Поэтому моё видение по разным вопросам, наверное, наиболее близко к истине.

Некоторое время назад мы много спорили по поводу фотографий для фотосессий. Но нашли выход: информацию для супруга-фотографа я подаю не напрямую, а опосредованно, через маркетолога.

- Изначально ваш ассортимент семейный?

- Не совсем, у нас были универсальные модели для девушек и парней 25-35 лет, которые любят, чтобы было функционально, без лишнего декора. Детского ассортимента не было. Концепция «для всей семьи» введена года два назад. Мы увидели большой спрос на шапки для малышей, а также фэмили-луки. И сейчас наш основной покупатель - мамы. Им удобно посетить один магазин и купить шапки для всей семьи.

- К профессии журналиста вы не планировали вернуться?

- Когда ребёнку был год, мне поступило хорошее предложение. Я даже сходила на одно из рабочих совещаний, где уже окончательно решила, что это не моё.


МАМЫ - ОСНОВНОЙ ПОКУПАТЕЛЬ ШАПОК ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ.


- Вы упомянули, что сами занимаетесь дизайном шапок. Почему? У вас не хватает специалистов или их услуги слишком дороги?

- Мы только реализовали проект совместно с молодыми омскими дизайнерами - Дашей Осиповой и Мариной Бутенко. Выпустили коллекцию принтованных шапок для молодёжи. Реакция покупателей дала о себе знать. Вообще, работать с дизайнерами интересно, но в рамках отдельных проектов. Основной наш ассортимент - простые и функциональные шапки, которые придумываю я.

Не пряжей единой

- Переход на международный уровень планировали?

- Мысли такие есть, но для начала нужно окрепнуть здесь, в России. У нас есть проблема - мы не успеваем производить столько, сколько можем продавать. Ещё есть куда развиваться. В России нам пока не тесно. Мы заняли почти на 100% нишу, где у нас нет прямых конкурентов, нет компаний с такой же фэмили-философией, которые бы производили шапки и сами же их реализовывали. Есть производственные компании, которые шьют одежду для оптовых продаж, с собственной розницей ещё совсем мало работают. А мы выбрали такой путь: хотим больше работать именно с конечным покупателем, а не через посредников.

- Что касается тканей и пряжи, сырья - в России же с этим достаточно сложно...

- Да, у нас в основном сырьё турецкое. Что-то покупаем на московских фабриках.

- Как вы думаете, это когда-нибудь изменится? Когда нашим предпринимателям станет легче?

- В ближайшее время - вряд ли. К сожалению, в нашей стране долгие годы совсем не уделяли внимания лёгкой промышленности, за короткий срок будет сложно наверстать такие технологии обработки сырья (шерсть, хлопок), какие есть у итальянцев, турок, китайцев. Сейчас на рынке о себе стал заявлять Узбекистан - там делают неплохой хлопковый трикотаж.

- Развивать своё дело сложно?

- Основная трудность - держать всё под контролем. Только углубляешься в работу производства и пытаешься что-то  оптимизировать, как начинает хромать маркетинг. Или вплотную занялся магазином - не хватает времени на всё остальное. Поэтому постоянно учусь: планировать, ставить цели, расставлять приоритеты, давать правильные задачи сотрудникам.

- Если бы не шапки, то что?

- Дизайн интерьеров, скорее всего. Люблю необычные предметы дизайна, мебельные магазины. Ну и маркетинг, конечно.

- Многие успешные бизнесмены со временем начинают заниматься благотворительностью. У вас есть такие планы? Может, есть опыт каких-либо социальных проектов за плечами? На что из социальной сферы вы бы в первую очередь стали тратить деньги?

- У меня есть подписки на ежемесячные перечисления в двух фондах, связанных с лечением детей. Для меня это приоритетно. Мы всегда помогаем продукцией, когда к нам обращаются. Но я не люблю афишировать всё это, считаю, что благотворительность должна быть тихой.

- Видно, что вы человек неприхотливый…

- Соглашусь. Да, я ношу базовые вещи, не приемлю излишнего декора, во всём для меня должна быть простота и функциональность.

- Есть какой-то совет, скажем, маме в декрете, которая решила начать собственное дело?

- Декрет - это отличное время пробовать что-то новое. Используйте его. Изучите спрос, найдите свою аудиторию, попробуйте продать свой товар или услугу сначала знакомым - пожалуй, это те шаги, с которых следует начать.

Работа и семья - одно целое

- Работа много времени занимает? На семью что-то остаётся?

- Я не отделяю работу от остальной жизни, она тесно вплетена в повседневные заботы. Мы задействуем ребёнка для съёмок, можем прихватить шапочки и провести фотосессию на семейном мероприятии. Я постоянно записываю бизнес-идеи, которые могут прийти в голову и в выходной, и в отпуске.

- Когда остаётся личное время, чем его заполняете?

- Я очень люблю учиться, поэтому стараюсь всё свободное время посвящать обучению чему-нибудь новому: хожу на лекции по истории искусств, летом начала играть в теннис, учу языки, читаю книги по бизнесу.

- Хорошая мама в вашем понимании - какая?

- Та, которая любит своего ребёнка просто так, просто за то, что он есть. С моей требовательностью к себе и чужим людям - это тяжело, но я стараюсь.

- А как отдыхаете?

- Любим путешествовать по Европе, много гулять, но с этим становится сложнее. Сын растёт, у него появляются свои желания куда-то идти или нет. Лучший отдых для меня - пешие прогулки по красивым городам. Люблю рассматривать старинные здания, кружить по историческим улочкам, посещать городские музеи. Сын, к сожалению, не всегда разделяет наши интересы, поэтому приходится отпрашиваться у бабушки - как минимум один раз в год удаётся съездить куда-нибудь с мужем вдвоём.

- Многие прогрессивные предприниматели и молодые специалисты стремятся выстроить свою карьеру за пределами провинциального города. Не планируете уехать из Омска?

- Этот вопрос мне часто задают. У меня один ответ: я жду знака Вселенной. Пока у нас всё хорошо и здесь.

- Какова вероятность, что ваша семья будет жить в Омске всегда?

- 50 на 50. Сейчас я не вижу причин переехать - здесь всё налажено: работа, быт, всё рядом и удобно. Но я не ручаюсь, что через год-другой моё мнение не изменится.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Зачем нужны электронные больничные листы?
  2. Чем знаменит Дмитрий Карбышев, именем которого назовут аэропорт в Омске?
  3. Нужно ли второй раз платить за проезд, если транспорт сломался на маршруте?

Получаете ли вы неофициальную зарплату «в конвертах»?