Алина Потапова 0 68

Железная стена за спиной. Кем был Михаил Ульянов для близких и коллег?

В 2017 году Михаилу Ульянову могло бы исполниться 90 лет. Накануне юбилея артиста в Тару приехали известные российские театры и культурные деятели, чтобы принять участие в фестивале «Сотоварищи», посвящённом памяти Ульянова.

Памятник в Таре - это Михаил Ульянов по духу и характеру.
Памятник в Таре - это Михаил Ульянов по духу и характеру. © / Министерство культуры Омской области

На площадке Северного драматического театра в Таре прошёл III Всероссийский фестиваль «Сотоварищи». Он был посвящён 90-летию со дня рождения народного артиста СССР Михаила Ульянова. Почётным гостем мероприятия стал театр имени Евгения Вахтангова. Фестиваль завершила творческая встреча с актрисой театра, народной артисткой России и коренной омичкой Мариной Есипенко. Также в день закрытия свои работы представила дочь Михаила Ульянова – художник Елена Ульянова.

Камерное и объединяющее

Алина Потапова, «АиФ в Омске»: Как вас приняли в Омске и в Таре? Многие отмечают, что слово «сотоварищи» прочно ассоциируется с Михаилом Александровичем, это его слово. Подходил ли оно этому фестивалю?

Елена Ульянова

Елена Ульянова (Е. У.): Название соответствует духу именно этого фестиваля. Слово «Сотоварищи» всё-таки камерное, непубличное, оно объединяет именно близких по духу, родных людей. В Москве, к сожалению, этот дух понемногу исчезает. И представить себе «сотоварищей» в столице я могу с большим трудом, а здесь, в Таре, в Омске этот дух остался. И он культивируется, поэтому приятно приезжать, присутствовать в театре и на этом фестивале. К сожалению, мы приехали только к закрытию. Но хочу сказать, что принимали фантастически: из зала шла такая аура, тепло, восхищение, доброта, фантастические флюиды. Здесь удивительная сибирская публика, доброжелательная и всё воспринимающая, причём очень искренне. Без любимой московской подковырки, когда все друг друга пытаются уязвить, подщипнуть, поиздеваться. Здесь всё искренне и чисто, тем и замечательно. Я участвовала в спектакле-концерте «Александровский сад», и это на себе почувствовала.

Марина Есипенко

Марина Есипенко (М. Е.): - Что касается фестиваля, то я впервые выехала со своей концертной программой и попросила: «Земляки, поддержите меня, потому что я волнуюсь». Зрители вместе со мной дышали, пели, смеялись, плакали. Принимали замечательно, и зал очень тёплый.

Вообще Омск – мой родной город, я в нём родилась, не буду говорить, сколько лет назад. Мама, папа, бабушки и дедушки – все отсюда. Омск очень театральный, здесь любят театр в любых вариантах. Я, кстати, выпускница Любови Ермолаевой – это мой первый учитель в актёрской профессии. У неё сыграла Ирину в «Утиной охоте», Нину Заречную. Поехала в Щукинское училище поступать практически готовой артисткой.

- Марина, обычно вы со своим спектаклем выступаете в арткафе, где не так много публики, но в Таре его перенесли на большую сцену из-за большого количества желающих. Как вам смена обстановки?

М. Е.: - Меня, кстати, не смутили пространством, наша-то сцена побольше. Мне гораздо труднее играть в небольшом пространстве в арткафе, когда зрители сидят очень близко и чувствуешь дыхание, энергетику. Когда я первый раз выступила в театре Вахтангова со своей программой, которую «слепила из того, что было», это было намного тяжелее. Всегда говорю, что для меня легче два спектакля на большой сцене, чем так: тет-а-тет, когда близко видишь глаза, чувствуешь дыхание.

Куда кровь денешь?

- Елена Михайловна, в Тарском художественном музее открылась выставка, где представлены ваши офорты. Для многих это стало сюрпризом…

Е. У.: - Я художник-график по образованию, закончила полиграфический институт. Десятки лет в начале и середине творческой карьеры занималась офортами - это такая сложносочинённая графическая техника, которая предполагает сначала рисунок на металлической доске, потом травление в кислоте и печать на огромном станке. Молодое поколение себе даже представить этого не может. Офортом занималось мало художников – тяжёлая, сложная, очень длительная техника, и результат непредсказуемый. Но мне тем это было и интересно. За многие годы накопилось приличное количество и серий, и просто отдельных графических работ. Какое-то время, к сожалению, не занималась, пришла в СМИ, где проработала несколько десятков лет в качестве главного художника, арт-директора. Мечтаю опять вернуться к офортам.

- На одной  из работ под названием «Отчий дом» вы воспроизвели дом Михаила Александровича практически точно, но не видели его до того. Как так получилось?  

Е. У.: - Ну куда ж кровь денешь? Она всё-таки сидит внутри, отцовская. Так что это, наверное, нормально.

- Известно, что вы думали над тем, чтобы стать актрисой, и советовались с отцом, который долго с вами беседовал по этому поводу.  Вы часто обращались к нему за советом? Насколько он влиял на вашу жизнь?

Е. У.: - К отцу можно было всегда обратиться, всегда приехать. Он выслушивал, не перебивая, и пытался помочь. Когда была девчонкой, подростком, молодой девушкой, очень жёстко учил и давал не советы, а определённые чёткие наставления, которые я должна была исполнять. Ну а я исполняла.

Михаил Ульянов в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)
Михаил Ульянов в фильме «Мастер и Маргарита» (1994) Фото: Кадр из фильма

Когда я уже повзрослела, чувствовала, что он - стена, к которой можно прислониться: он был настолько надёжным, настолько мудрым. Такой спокойно-достойно-понятный и надёжный – ещё раз повторю это слово, потому что оно, пожалуй, олицетворяет для меня отца на 100%. Не говорю про чувство ответственности и другие качества. Я никогда от него не зависела, он сам так меня воспитал, но всегда было ощущение, что за моей спиной железная стена. Могла к ней годами не прислоняться, но знала, что если не дай бог что, она есть сзади. И неважно, сколько ему было лет, болел он или нет, - это было внутреннее ощущение. Уход любого человека, тем более близкого, родного, воспринимаешь как катастрофу. Но когда его не стало, у меня она была умноженная на много раз из-за всех этих моих мыслей, дум и надежд.

- Тем не менее, вы говорили, что дома это был очень мягкий человек.

Е. У.: - Он был спокойный, тихий, безмерно уставший, непрерывно работал. Даже когда приходил поздно, вымученный до конца, всё равно шёл и учил роли, читал литературу по каждому спектаклю, фильму. Самым тщательным образом прочитывал всё, что можно было найти, -  в любых библиотеках, у знакомых. Всю литературу штудировал, чтобы напитаться. Не просто приходил: «А кого это я сегодня? Наполеона? Ну, давайте, сыграю». Изучал все детали, нюансы, тонкости. И даже не роли, а образы. Работал непрерывно: не было такого, когда бы сидел и смотрел телевизор. Только уже когда был совсем пожилой, они смотрели новости. Вот эти жуткие наши, чернушные, беспредельные новости. Очень переживали и дёргались. И я, приезжая, постоянно говорила: «Ну что же вы делаете? Ну не читайте вы перед обедом советских газет!» Но у них других не было. И, к сожалению, они всё это пропускали через себя.

Михаил Ульянов в фильме «Великий полководец Георгий Жуков» (1995)
Михаил Ульянов в фильме «Великий полководец Георгий Жуков» (1995) Фото: Кадр из фильма

М. Е.: - Как артистка театра, которым он руководил много лет, могу сказать, мы тоже всегда себя чувствовали, как за надёжной каменной стеной. Я пришла в театр, как раз когда Михаил Александрович стал художественным руководителем. И мы все эти годы чувствовали себя именно так, как рассказывает Лена. Такая была семья у нас, хотя театр трудно назвать семьёй. Я с большой гордость хочу заявить, что Михаил Александрович -  единственный человек в моей жизни после моего отца, который называл меня не Мариной, а Маришей. Мы (Юля Рутберг, Лида Вележева, Маша Аронова) для него были все как дети, как родные, как семья, не побоюсь этого слова. Когда идёт такое отношение, чувствуешь себя не на производстве, а в семье, где о тебе заботятся. Как отец, как дедушка. Мне сейчас этого очень не хватает.

Е. У.: - Так оно и было. На самом деле, я до сих пор не знаю, какой дом был ему роднее. До сих пор не уверена, что было ближе. Он к театру относился настолько трепетно, внимательно, тщательно, с любовью, трагедиями, переживаниями каждого эпизода, которые происходили там. Но точно также относился и к внучке, и ко мне. Неизвестно, что перевешивало на этих весах. Девочек он, правда, любил и очень поддерживал.

Вслух не произносится

- Тема памятника Михаилу Александровичу в Омске – не самая приятная, но, всё же, какова ситуация сейчас? Почему его не установили к 90-летию со дня рождения?

Е. У.: - Причина банальна и элементарна – денег собрать не могут. Памятник уже должны были установить. И в последний момент, месяца за три до анонсированного дня открытия, вдруг резко поменяли скульптора, не по моей воле. Должен был быть Андрей Балашов – то самый скульптор, который сделал в Москве мемориальную доску Михаилу Александровичу и грандиозный памятник в Таре. Никто не даст соврать, он реально грандиозный - это Михаил Александрович просто один к одному. Не некая персона, его напоминающая, а конкретно он. По духу, характеру, динамике - по всем параметрам. Балашову позвонили и сказали, что передают проект другому скульптору. Все всё понимают, но такие вещи просто вслух не произносятся. Да и я, пожалуй, не буду.

Камень, на котором должны в Омске установить памятник Ульянову заложили ещё в 2016 году.
Камень, на котором должны в Омске установить памятник Ульянову заложили ещё в 2016 году. Фото: Из личного архива/ Андрей Кутузов

За три месяца поменяли скульптора, он начал работать. Он бы успел за три месяца - очень шустрый. Но за неделю до сдачи в литьё вдруг всё это обрубилось. Я говорила с министром культуры, и мне было обещано, что в начале следующего года памятник будет в исполнении как раз другого скульптора. У меня есть некоторые сомнения по этому поводу. И уже нет той радости и уверенности. Ну, поживём – увидим. 

Досье
Елена Ульянова. Художник-график. Родилась в декабре 1959 года в семье актёров Михаила Ульянова и Аллы Парфаньяк. Президент благотворительного фонда имени М. Ульянова, помогает пожилым советским актёрам кино и театра. Есть дочь, внук и внучка.

Досье
Марина Есипенко. Народная артистка РФ. Родилась 30 июля 1965 года в Омске. Окончила Театральный институт имени Бориса Щукина в 1987 году. После окончания была принята в труппу Театра им. Евгения Вахтангова и почти сразу стала его ведущей актрисой. Замужем за бардом Олегом Митяевым. Есть дочь.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как стать волонтёром зимней универсиады-2019?
  2. Сколько россияне будут отдыхать на Новый год?
  3. Сколько стоит посещение мультимедийного парка «Россия – моя история»?
  4. Как отправить письмо Деду Морозу?
  5. Как сделать обувь нескользкой?