aif.ru counter
Ольга Минайло 0 369

Усадьба из прошлого. Музею им. Кондратия Белова в Омске исполнилось 25 лет

Странно называть музеем то место, где с порога вкусно пахнет пирогами, где нет экспонатов под слоем пыли и куда любой желающий может прийти с красками и холстом, чтобы создать свой шедевр.

Старинное здание своего музея выбрал сам Кондратий Белов.
Старинное здание своего музея выбрал сам Кондратий Белов. © / Александра Горбунова / АиФ

Музей Белова не похож на музей в классическом смысле этого слова – он уютный и очень домашний. Едва стоит оказаться в здании, в котором под ногами тихо поскрипывают половицы, сразу забываешь, что за окном современный город-миллионник и сверкающая огоньками улица Валиханова. Этот дом, памятник архитектуры, под свой музей выбрал сам художник Белов - хотел уберечь от сноса старинный особняк. Правда, до его открытия Кондратий Петрович не дожил несколько лет.

В преддверии 25-летнего юбилея одного из самых душевных музеев нашего города – музея им. Кондратия Белова - «АиФ в Омске» узнавал историю его создания.

Картины в дар

Кондратия Белова ещё при жизни называли лучшим сибирским пейзажистом. На его последней картине, которая сейчас висит в одном из залов музея, тоже запечатлена природа - место его детства - село Пача на берегу Томи. Будущий художник родился на Урале, вырос в Томской области, но вся его жизнь была связана именно с Омском. В 1919 году он был мобилизован в Белую армию Колчака, потом служил в Красной армии, а в середине 1920-х годов перебрался в Омск, где поступил в художественно-промышленный техникум им. Врубеля на полиграфическое отделение. Вообще-то Белов мечтал о живописи - рисовать он начал с 7 лет, но кризисные времена и безработица заставили получить более денежную профессию. Вскоре он был принят в члены Союза художников СССР, и его карьера живописца пошла в гору. В то же время в его жизни появляется театр, который захватывает его настолько, что художник не только оформляет спектакли, но и играет в них. Сцена манила его ещё с колчаковского лихолетья, но именно в 1930-е годы Белову было сложно сделать выбор между живописью и театром. В 1934 году, когда освободилось место режиссёра в клубе мелькомбината, он перешёл туда, став одновременно актёром, художником и режиссёром.

Кадры из жизни известного Кондратия Белова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

При жизни Белов действительно добился и славы, и признания, его персональные выставки проходили в лучших залах не только сибирских городов, но Москвы и Ленинграда. Кондратий Петрович даже дожил до того, что в Омске в 1980-е годы было принято решение создать музей его имени.

«Идея создания музея принадлежала сыну Кондратия Петровичу - Станиславу, - рассказывает Дмитрий Белов, директор музея, внук Кондратия Белова. - В 1985 году он предложил создать мастерские в старых особняках и отдать их художникам Белову и Либерову, чтобы они могли проводить там выставки, общаться с людьми. Кондратий Петрович сам выбрал здание под свой музей, но, к сожалению, внутри так и не побывал - в 1988 году он ушёл из жизни. Правда, он дал толчок к созданию музея и передал в дар 100 своих работ. Согласитесь, немногие омские художники смогут сделать нечто подобное».

Пейзаж кисти Кондратия Белова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Дореволюционный дух

Музей открылся к 275-летию со дня основания Омска, в старинном особняке крупного предпринимателя и общественного деятеля Филиппа Штумпфа - первого владельца дома. Улица, на которой стоял особняк, называлась в те годы Полковой, а не Чокана Валиханова. Эта резная усадьба в начале века была довольно известным местом, где любила бывать городская общественность. Филипп Филиппович жил здесь вместе с женой до того момента, как советская власть конфисковала у него всё имущество. По тем временам дом обустроили, как говорится, по последнему слову: здесь и потолки с богатой лепниной в стилях классицизм и модерн, и камин с чёрной кожаной мебелью, и ванная комната, и даже телефон. Для обычного частного дома такая степень благоустройства была роскошью.

В 1919 году Штумпфы уехали из Омска, а их усадьбу в 1920-м занял детский дом. С 1930-х по 1980-е годы здесь располагались коммунальные квартиры, но уже с середины века дом был под угрозой сноса. Появление здесь музея в начале 90-х годов прошлого века вдохнуло вторую жизнь в старое, обветшавшее здание по улице Валиханова. Что примечательно, Штумпфа здесь помнят. Биографию первого хозяина дома в музее Белова в красках расскажут любому посетителю.

Интересно также, что этот дом - ровесник самого Кондратия Белова. Художник родился в 1900 году, а здание построено годом позже - в 1901-м. Особняк привлекал внимание горожан не только в начале века. Да и сам Белов задолго до появления музея однажды изобразил старинный особняк на своей картине «Последняя ночь колчаковской столицы» в 1966 году.

Картина Станислава Белова, сын Кондратия Белова «Пленэр в Чернолучье».
Картина Станислава Белова, сын Кондратия Белова «Пленэр в Чернолучье». Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Рисуют все

За 25 лет жизни фонды музея со ста произведений живописи и графики приблизились к цифре в тысячу экспонатов. Примечательно, что работы музею художники приносят в дар.

«Представляете, фонды музея за 25 лет увеличились в 10 раз! - говорит Дмитрий Белов. - И пусть они изначально были небольшие, но цифра всё равно значительная. К тому же площади у музея маленькие, физически трудно разместить много экспонатов. На выставке, посвящённой юбилею музея, мы представили работы Белова, связанные с революционным прошлым Сибири: у него была такая серия в ­1960-х годах. Она редко у нас выставляется, потому что картины выполнены в сложной технике, и, чтобы сохранить цвета, они должны «отдыхать» в тёмном месте. Мы их покажем на 25-летие, а потом опять уберём в хранилище».

Кстати, осталось даже фото, на котором хорошо видна реакция писателя Александра Солженицына, когда он в 1994 году посетил наш музей и увидел эти работы. У него был восторг и непонимание того, как мог художник в 1965 году написать такого Колчака. Это была определённая смелость.

Александр Солженицын в омском музее им. Кондратия Белова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Ещё одна традиция, которую удалось возродить музею за эти годы, - рисовальные понедельники. Такие вечера в дореволюционном Омске в начале XX века устраивало Общество художников и любителей изящных искусств Степного края. Здесь, как и 100 лет назад, никто никого не учит рисовать: омичи, от студентов до пенсионеров, просто любят собираться за любимым занятием. И многие уже не представляют свою жизнь без этих творческих понедельников и музея Кондратия Белова.

Кстати
Творческая биография художника началась с… карандашного рисунка обнажённой женщины на стене казармы в Иркутске, где служил Белов. После этого на него обратил внимание руководитель художественной студии полка Георгий Мануйлов и взял к себе на трёхмесячные курсы. Белов оказался единственным выпускником Мануйлова, который был командирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Сама студия просуществовала всего год и может похвастать только одним выпуском. Учёба здесь была не из лёгких, кисти и краски приходилось совмещать с винтовкой. Первой живописной работой Кондратия Белова стала «Широкая Масленица», которую в 1922 году представили на выставке иркутских художников.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Зачем нужны электронные больничные листы?
  2. Чем знаменит Дмитрий Карбышев, именем которого назовут аэропорт в Омске?
  3. Нужно ли второй раз платить за проезд, если транспорт сломался на маршруте?

Где вы планируете встречать Новый 2019 год?