aif.ru counter
Ольга Минайло 0 403

Усадьба из прошлого. Музею им. Кондратия Белова в Омске исполнилось 25 лет

Странно называть музеем то место, где с порога вкусно пахнет пирогами, где нет экспонатов под слоем пыли и куда любой желающий может прийти с красками и холстом, чтобы создать свой шедевр.

Старинное здание своего музея выбрал сам Кондратий Белов.
Старинное здание своего музея выбрал сам Кондратий Белов. © / Александра Горбунова / АиФ

Музей Белова не похож на музей в классическом смысле этого слова – он уютный и очень домашний. Едва стоит оказаться в здании, в котором под ногами тихо поскрипывают половицы, сразу забываешь, что за окном современный город-миллионник и сверкающая огоньками улица Валиханова. Этот дом, памятник архитектуры, под свой музей выбрал сам художник Белов - хотел уберечь от сноса старинный особняк. Правда, до его открытия Кондратий Петрович не дожил несколько лет.

В преддверии 25-летнего юбилея одного из самых душевных музеев нашего города – музея им. Кондратия Белова - «АиФ в Омске» узнавал историю его создания.

Картины в дар

Кондратия Белова ещё при жизни называли лучшим сибирским пейзажистом. На его последней картине, которая сейчас висит в одном из залов музея, тоже запечатлена природа - место его детства - село Пача на берегу Томи. Будущий художник родился на Урале, вырос в Томской области, но вся его жизнь была связана именно с Омском. В 1919 году он был мобилизован в Белую армию Колчака, потом служил в Красной армии, а в середине 1920-х годов перебрался в Омск, где поступил в художественно-промышленный техникум им. Врубеля на полиграфическое отделение. Вообще-то Белов мечтал о живописи - рисовать он начал с 7 лет, но кризисные времена и безработица заставили получить более денежную профессию. Вскоре он был принят в члены Союза художников СССР, и его карьера живописца пошла в гору. В то же время в его жизни появляется театр, который захватывает его настолько, что художник не только оформляет спектакли, но и играет в них. Сцена манила его ещё с колчаковского лихолетья, но именно в 1930-е годы Белову было сложно сделать выбор между живописью и театром. В 1934 году, когда освободилось место режиссёра в клубе мелькомбината, он перешёл туда, став одновременно актёром, художником и режиссёром.

Кадры из жизни известного Кондратия Белова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

При жизни Белов действительно добился и славы, и признания, его персональные выставки проходили в лучших залах не только сибирских городов, но Москвы и Ленинграда. Кондратий Петрович даже дожил до того, что в Омске в 1980-е годы было принято решение создать музей его имени.

«Идея создания музея принадлежала сыну Кондратия Петровичу - Станиславу, - рассказывает Дмитрий Белов, директор музея, внук Кондратия Белова. - В 1985 году он предложил создать мастерские в старых особняках и отдать их художникам Белову и Либерову, чтобы они могли проводить там выставки, общаться с людьми. Кондратий Петрович сам выбрал здание под свой музей, но, к сожалению, внутри так и не побывал - в 1988 году он ушёл из жизни. Правда, он дал толчок к созданию музея и передал в дар 100 своих работ. Согласитесь, немногие омские художники смогут сделать нечто подобное».

Пейзаж кисти Кондратия Белова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Дореволюционный дух

Музей открылся к 275-летию со дня основания Омска, в старинном особняке крупного предпринимателя и общественного деятеля Филиппа Штумпфа - первого владельца дома. Улица, на которой стоял особняк, называлась в те годы Полковой, а не Чокана Валиханова. Эта резная усадьба в начале века была довольно известным местом, где любила бывать городская общественность. Филипп Филиппович жил здесь вместе с женой до того момента, как советская власть конфисковала у него всё имущество. По тем временам дом обустроили, как говорится, по последнему слову: здесь и потолки с богатой лепниной в стилях классицизм и модерн, и камин с чёрной кожаной мебелью, и ванная комната, и даже телефон. Для обычного частного дома такая степень благоустройства была роскошью.

В 1919 году Штумпфы уехали из Омска, а их усадьбу в 1920-м занял детский дом. С 1930-х по 1980-е годы здесь располагались коммунальные квартиры, но уже с середины века дом был под угрозой сноса. Появление здесь музея в начале 90-х годов прошлого века вдохнуло вторую жизнь в старое, обветшавшее здание по улице Валиханова. Что примечательно, Штумпфа здесь помнят. Биографию первого хозяина дома в музее Белова в красках расскажут любому посетителю.

Интересно также, что этот дом - ровесник самого Кондратия Белова. Художник родился в 1900 году, а здание построено годом позже - в 1901-м. Особняк привлекал внимание горожан не только в начале века. Да и сам Белов задолго до появления музея однажды изобразил старинный особняк на своей картине «Последняя ночь колчаковской столицы» в 1966 году.

Картина Станислава Белова, сын Кондратия Белова «Пленэр в Чернолучье».
Картина Станислава Белова, сын Кондратия Белова «Пленэр в Чернолучье». Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Рисуют все

За 25 лет жизни фонды музея со ста произведений живописи и графики приблизились к цифре в тысячу экспонатов. Примечательно, что работы музею художники приносят в дар.

«Представляете, фонды музея за 25 лет увеличились в 10 раз! - говорит Дмитрий Белов. - И пусть они изначально были небольшие, но цифра всё равно значительная. К тому же площади у музея маленькие, физически трудно разместить много экспонатов. На выставке, посвящённой юбилею музея, мы представили работы Белова, связанные с революционным прошлым Сибири: у него была такая серия в ­1960-х годах. Она редко у нас выставляется, потому что картины выполнены в сложной технике, и, чтобы сохранить цвета, они должны «отдыхать» в тёмном месте. Мы их покажем на 25-летие, а потом опять уберём в хранилище».

Кстати, осталось даже фото, на котором хорошо видна реакция писателя Александра Солженицына, когда он в 1994 году посетил наш музей и увидел эти работы. У него был восторг и непонимание того, как мог художник в 1965 году написать такого Колчака. Это была определённая смелость.

Александр Солженицын в омском музее им. Кондратия Белова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Ещё одна традиция, которую удалось возродить музею за эти годы, - рисовальные понедельники. Такие вечера в дореволюционном Омске в начале XX века устраивало Общество художников и любителей изящных искусств Степного края. Здесь, как и 100 лет назад, никто никого не учит рисовать: омичи, от студентов до пенсионеров, просто любят собираться за любимым занятием. И многие уже не представляют свою жизнь без этих творческих понедельников и музея Кондратия Белова.

Кстати
Творческая биография художника началась с… карандашного рисунка обнажённой женщины на стене казармы в Иркутске, где служил Белов. После этого на него обратил внимание руководитель художественной студии полка Георгий Мануйлов и взял к себе на трёхмесячные курсы. Белов оказался единственным выпускником Мануйлова, который был командирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Сама студия просуществовала всего год и может похвастать только одним выпуском. Учёба здесь была не из лёгких, кисти и краски приходилось совмещать с винтовкой. Первой живописной работой Кондратия Белова стала «Широкая Масленица», которую в 1922 году представили на выставке иркутских художников.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему изменились цены на крепкий алкоголь?
  2. Почему автобус №78 не ездит по вечерам и выходным? Что за странный маршрут?
  3. Как будем отдыхать 23 февраля 2019 года?