aif.ru counter
Наталья Корнеева 0 152

Совместный «Бабий бунт». 40 лет семья работает на сцене Музыкального театра

Все материалы сюжета Омская семья

На сцене Музыкального театра свой юбилей отпраздновали заслуженный артист России Анатолий Мотовилов и его супруга Надежда Мотовилова.

Юбилей артисты праздновали на сцене родного театра
Юбилей артисты праздновали на сцене родного театра © / Омский государственный музыкальный театр

В этом году праздник в семье тройной: помимо дней рождения, солисты-вокалисты 40 лет назад приехали в Омск. С творческой семьёй встретился корреспондент «АиФ в Омске».

Нелёгкий лёгкий жанр

Наталья Корнеева: Анатолий Иванович, Надежда Ивановна, мало кто знает, что быть солистом оперетты - титанический, ежедневный многочасовой труд. Это невидимая публике сторона театральной жизни. Нам кажется, это лёгкий жанр. Так ли это?

40 лет на сцене Музыкального театра
40 лет на сцене Музыкального театра Фото: Омский государственный музыкальный театр

Надежда Ивановна: Лёгкий не в том смысле, что легко его работать, а в том, что легко его надо подать. Не тяжеловесно, не заземлённо - вот в чём смысл этих слов.

Анатолий Иванович: Это элегантный жанр, хотя его понемногу оттесняет мюзикл.

Надежда Ивановна: Да, сейчас говорят, что он понемногу уступает, но каждое поколение находит в нём своё. Свою нишу.

- Вы приехали в Омск в 1978 году. Не было желания уехать в другой город? Быть может, в столичный?

Н. И.: - Не столько в столичный, сколько в оперный. Анатолий Иванович ездил в Горький на прослушивание, потом в Алма-Ате были на гастролях - прослушивались в Карагандинский театр музкомедии, но что-то там было в подвешенном состоянии: то ли будет театр, то ли нет. В Омске мы уже осели, квартиру получили, хорошие друзья появились.

А. И.: - Не было желания переезжать, как осели, так и живём. Нас приглашали с перспективой, были планы по строительству нового театра. Приехали в 1978-м, а через три года появился наш музыкальный. Ничего ведь на этом месте не было, потом заложили фундамент, здание росло, и получился такой красавец. Я очень люблю наш театр.

Всё предопределено

- У каждого свой путь на сцену. Как вы пришли в профессию?

Н. И.: - Это было предопределено, я ещё в садике солировала. У меня детский хор спрашивал: «Ты, синичка, где была? Где ты гнёздышко свила?», а я отвечала: «Под осиновым кустом». У меня был хороший слух и чистые интонации. Потом была художественная самодеятельность, музыкальная школа. Мы ставили детские оперы - «Гуси-лебеди», «Кот в сапогах». Я играла мужскую роль, хотя очень хотелось сыграть принцессу. Там было такое красивое платье! Но я оказалась выше девочки, которая должна была играть мою роль. Я уступила. Шесть лет училась играть на скрипке.

Кстати, почему-то меня не брали в школьный хор. Сестра поступила в музыкальное училище города Березняки Пермской области и как-то пишет мне: «Здесь открылось вокальное отделение, приезжай». Я приехала и сразу поступила. Это был 9-й класс, я даже не окончила школу и уехала учиться. Голос перетянул.

А. И.: - Я начал серьёзно заниматься только в армии. Наверное, сейчас считается, что поздно. Хотя и перед армией тоже пел, когда жил у брата в Целинограде. Учился в вечерней школе и работал на заводе «Казахсельмаш». Там был огромный Дворец культуры. Ребята слышат, что я что-то там мурлычу, пригласили в хор. Я пришёл, и меня сразу сделали солистом. Потом была художественная самодеятельность в армии, где я встретил серьёзного педагога. Он был настоящим оперным солистом, посоветовал серьёзно заняться вокалом. Я служил во Фрунзе (сейчас Бишкек), часть стояла в центре города. Бегал в самоволку в театр, он был шикарный. Роскошный репертуар, суперголоса, балет, всё мирового уровня. Меня, конечно, ловили. Спрашивали всегда с подозрением: «А ты точно в театре был?!»

- А как вы проходили? Билет покупали?

А. И.: - Да что вы! Из части лез через забор, шёл к билетёрам. Просил: «Пропустите солдатика». И пропускали! Именно в армии я поверил в себя. Можно было, конечно, пойти работать на завод или на стройку, но творчество влекло. Если природа позволяет петь - это же прекрасно! После армии поступил на подготовительное вокальное отделение при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского в Свердловске. Там мы и повстречались.

- У вас получается классическая семья - со студенческих лет и на всю жизнь?

Н. И.: - Это правда. Анатолий Иванович приехал в Свердловскую консерваторию, когда я училась на третьем курсе консерватории.

А. И.: - Это уже была настоящая артистка!


ЕСЛИ ПРИРОДА ПОЗВОЛЯЕТ ПЕТЬ - ЭТО ПРЕКРАСНО!


Помещик Троекуров - гад и самодур

- Преподаётся актёрское мастерство в консерватории?

Н. И.: - Конечно, преподаётся. Мы двигаемся на сцене, нам нужна и хорео­графия. В Свердловске нам её преподавал артист Большого театра Борис Шишков.

- Первую роль на сцене помните? Не детскую - взрослую.

Н. И.: - Я работала в театре оперетты в Свердловске. Пела Настю в «Василии Тёркине», Энни в «Здравствуйте, я ваша тетя!», Цыганочку в «Марице». Потом я её и в Омске исполняла. Меня сразу взяла под своё крыло Маргарита Лаврова - легенда омской сцены. В этом году ей исполнилось 90 лет, мы дружим с ней с тех пор, ходим в гости.

А. И.: - Маргарита Артуровна вместе с мужем, легендарным красавцем и умницей, были украшением омского театра, многие приходили смотреть только на них. Виктор Дмитриевич ведь был звездой, его в Харбине на руках носили. У него был самый подходящий для оперетты голос - баритон. Он был высок, красив. Жаль, что прожил недолго.

- Сразу ли вы получили роли в театре?

А. И.: - В 1978 году появляемся мы в Омске, а на второй день меня поймал режиссёр. Вручил огромную кипу листков с расписанными ролями, сказал, что будут меня вводить. Я день и ночь учил тексты.

Что это были за роли! Парис в оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена». Это вообще мечта всех теноров. Потом играл Грициана в «Свадьбе в Малиновке» и Ржевского в «Давным-давно, или Гусарская баллада». Новый театр открыли оперой «В бурю», я тоже был занят. Пел графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике». Была «Травиата», «Паяцы», «Евгений Онегин».

- А вместе на сцены вы пели?

Н. И.: - В «Евгении Онегине» я пела партию Татьяны, а Анатолий Иванович - Ленского. Пели в оперетте «Бабий бунт» Птичкина.

- В таком многообразии сыгранных героев, наверное, сложно выбрать любимую роль?

Н. И.: - Недда в «Паяцах» и Татьяна в «Евгении Онегине», в опереточном - Розалинда, шикарная партия Валентины в «Весёлой вдове».

А. И.: - Я ко всем одинаково отношусь. Знаете, и маленькую роль надо сыграть, как большую. Я и сказок много переиграл: всяких крокодилов и петухов. Поручик Ржевский - огромная роль, этакий хват-гуляка, а вот Паганини, наоборот, весь собран и мрачен. Вот, пожалуй, для меня этапная роль. Легар хотел написать оперу, но передумал. Оставил оперетту, но пение сложное для этого жанра. Вокалисту надо брать предельный верх и низ, быть и лиричным, и взрывным. На скрипке я играть не умею, так что подражал нашим скрипачам в оркестре.

Н. И.: - Мы были на гастролях в Киеве, пришли смотреть этот спектакль артисты МХАТа-2, доронинского, были потрясены и восхищены.

- Анатолий Иванович, сейчас в театре премьера. На сцене - «Дубровский». Ваш герой Троекуров не очень-то симпатичный персонаж. А что делать, если роль не нравится?

А. И.: - Роль надо играть, придумывать, вытаскивать из себя. Троекуров ведёт себя как властелин мира, остальные для него ничто. Он может и засечь до смерти, и на медведя послать без оружия. Но вы посмотрите, как он относится к дочери. Исполнять партию непросто, это мюзикл. «Дубровский» рассказан средствами современной музыки.

- А чем увлекаетесь вне театра?

-Н. И.: - Дачей. И есть у нас кошка Лада. Нашла её котёнком. Пошла в храм помолиться - увидела котёнка. Маленький, весь трясётся, одна хребтинка. Сейчас красавица трёхцветная, главная в доме.

Анатолий Мотовилов.
Тенор, заслуженный артист России, «Легенда омской сцены» (Омск, 2012 год). В 1978 году окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского, с того же года работает солистом-вокалистом в Омском государственном музыкальном театре. Исполнил более 80 ролей. Среди них Ленский в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Герцог в «Риголетто», Альфред в «Травиате», Канио в «Паяцах» Р. Леонкавалло и др. С 1984 года - член Союза театральных деятелей России.

Надежда Мотовилова.
Сопрано. В 1974 году окончила Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского, работала солисткой-вокалисткой в Новоуральском театре оперетты. С 1978 года - солистка-вокалистка Омского государственного музыкального театра. За время работы в театре исполнила более 80 ролей, среди них Татьяна в «Евгении Онегине» , Недда в «Паяцах» , Розалинда в «Летучей мыши» И. Кальмана, Валентина в «Весёлой вдове» Ф. Легара, Семёновна в «Бабьем бунте» Е. Птичкина и т. д. С 1984 года является членом Союза театральных деятелей.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Почему изменились цены на крепкий алкоголь?
  2. Почему автобус №78 не ездит по вечерам и выходным? Что за странный маршрут?
  3. Как будем отдыхать 23 февраля 2019 года?