aif.ru counter
Наталья Корнеева 0 73

С игры начинается Родина. Как Гасфорд и Любочка стали «Омской игрушкой»

Краеведением занимаются историки, географы, биологи, специалисты по фольклору и языку, а ещё инженеры-системотехники эвм. Именно эту профессию получил Юрий Тетерин - руководитель творческого объединения «Сказ» и центра развития «Ноосфера».

Пока это все персонажи автора проекта «Омская игрушка».
Пока это все персонажи автора проекта «Омская игрушка». © / Наталья Корнеева / АиФ

Юрий Тетерин – автор легендарной игры «Империя», разработчик уже полюбившегося проекта «Омская игрушка», создатель мобильных приложений для уроков краеведения и истории, а ещё он придумал линейку кукол современного дизайна для фабрики игрушек, руководил разработкой и изготовлением уникальной омской диорамы «Марьяновский бой».

Имперские замашки

- Юрий Евгеньевич, каким был ваш первый проект?

-В 1991 году (если помните, это было время всеобщей разрухи!), оставшись без работы, я пришёл к своему другу, талантливому инженеру, который раньше меня понял, что происходит, сумел сориентироваться в стремительно меняющемся мире и организовал кооператив. Мы решили выпустить разработанную мною настольную игру, не имеющую аналогов в нашей стране. Мы не знали ничего о том, как делаются настольные игры. Интернета тогда не было. Решили, что для приемлемой розничной цены общий тираж должен быть 50 тысяч. Мы тогда и понятия не имели, что проект считается коммерчески успешным, когда пять тысяч игр продано по всему СССР за год!

- Как же вы продали всё это тогда?

- Не имея практических маркетинговых знаний, мы организовали мощную рекламную кампанию, заинтересовали мелких оптовиков. Как потом удалось вычитать у классиков маркетинга, в основном, мы всё сделали правильно и совершили настоящий подвиг -  продали в Омске 40 тысяч экземпляров! Это было трудное время. Я-то думал, что на подготовку и выпуск игры уйдёт не больше 6 месяцев. Все сроки разбились о реалии Омска начала 90-х.

Тогда город был битком набит предприятиями оборонки, но сделать на них пресс-форму для 150 мелких фишек-миниатюр оказалось технологически невозможным. Каждый раз, когда я приносил новые счета, мой друг вздыхал и записывал на мой счёт очередную сумму. Мой долг достиг астрономических размеров, и я был просто обязан победить! Каждый этап выматывал. Например, в типографии мне сказали: «Картонная коробка для игры есть только такой формы. Никто других коробок делать не будет!». И так везде.

- А ещё ж сертификаты, лицензии…

- Да что вы! В это лихое время ничего ни от кого получить было просто невозможно. Всё ещё только формировалось. Я помню день, когда поступления от продаж «Империи», наконец, окупили затраты. Гора с плеч свалилась.

В Омске «Империя» стала необычайно популярной. Однажды в гостях у друзей одна дама (завуч одной из омских школ) сказала: «Встретить бы того человека, что придумал эту «Империю»! Родители жалуются: дети в школе играют в «Империю» допоздна, домой не идут».

После выпуска «Империи» я понял, что способен реализовать практически любой хорошо продуманный проект. И таких реализованных проектов в моей жизни было очень много. Практически все они были связаны с детством. И темы, и основа, в пику заполняющим всё информационное пространство западным брендам, были всегда наши, отечественные.

Омский сказ и «стратегички»

- А откуда «СКАЗ» появился?

- «СКАЗ» появился в 1991 году. У меня бабушка в Челябинске жила, так что, в первую очередь, это отсыл к уральским сказам, Бажову. Вот почему в Омске такого нет? Обидно же. У нашего омского «СКАЗА» вполне чётко сформулированная миссия: «Нельзя любить то, чего не знаешь». Мы много лет заняты популяризацией краеведческих знаний, исторических и, если угодно, даже патриотических. Потому что патриотизм – это такая трудноуловимая штука: когда он становится казённым, он сразу становится неинтересным. Мы хотим, чтобы дети узнали о своей Родине больше. Полюбят ли они потом её или нет, это другой вопрос. Но я убеждён, когда мы рассказываем ребёнку, что он живёт не абы где, а на земле, политой потом и кровью его собственных предков, с момента осознания этой информации сначала зарождается гордость, а после этого приходит то самое чувство любви к Родине. То есть, сначала нужно узнать!

- Когда вы стали заниматься «Омской Игрушкой»? Тогда же в 90-е?

- Нет, лет семь-восемь назад. Хотелось не просто создать бренд, подобный дымковской игрушке, например. Хотелось привязать к каждой игрушке свою умную историю.  Благодаря помощи Правительства Омской области в «Омской Игрушке» первыми в серии появились казак, казачка и конь. В плане одежды, традиционного узора, элементов быта я консультировался в Институте археологии и этнографии. Потом при содействии «Газпром ОНПЗ» на свет появились сразу 2 набора: «Густав и Любовь Гасфорд» и «Брандмейстер и Каланча». Про всех этих персонажей я рассказываю детям во время краеведческих беседах на мастер-классах. Ну, например, про брандмейстера, который олицетворяет собой первого омского пожарного Осипа Иванова. Или про Густава Гасфорда мы знаем, что он был генерал-губернатором, а вот по первой профессии – ветеринаром. Про его жену Любочку знает весь Омск, но она известна тем, что умерла рано. А вот вторая жена Гасфорда, Надежда, сделала для нашего города очень много, но имя её незаслуженно забыто. Все персонажи «Омской Игрушки» делаются и в полном, красочном виде, и в более простом плоском и нераскрашенном. Эти плоские заготовки предназначены для росписи акриловыми красками на  наших краеведческих мастер-классах, при этом мы рассказываем историю персонажей, эпоху, в которую они жили, как выглядел костюм и платье, многое другое.


ИСТОРИЮ МОСТА ЧЕРЕЗ ИРТЫШ ВОПЛОТЯТ В ДИОРАМЕ.


- Сейчас фигурок стало больше?

- Появились Мария Шанина, адмирал Колчак, Ермак Тимофеевич и хан Кучум. Есть Дед Мороз и Снегурочка с ледяным дворцом. В наборе с основателем Омска Иваном Бухгольцем - деревянная башня первой омской крепости, а основатель второй крепости Иван Шпрингер получил в комплект Тобольские ворота. Стоит отметить, что портретов Бухгольца и Шпрингера не существует, так что наша «Омская Игрушка» закрепляет за этими славными именами вполне конкретные образы, в целом не противоречащие современным историческим знаниям.

В разработке сейчас фигурки Чокана Валиханова, Дмитрия Язова, Лавра Корнилова, Дмитрия Карбышева. Каждая фигурка – это простой и понятный детям рассказ о страничке истории человека, города и страны. Это уникальный формат распространения краеведческих знаний.

Хотелось бы в рамках «Омской Игрушка» создать набор под названием «Хозяева» – это про Манякина, Малунцева и Рождественского. Благодаря этим людям Омск и Омская область развивались бурными темпами. В мечтах есть иллюстрированный и простым детским языком рассказанный Интернет-учебник по омскому краеведению. Я работаю в этом направлении и надеюсь на поддержку власти.

Первым шагом к Интернет-учебнику станет постоянно действующая в музее Омской крепости экспозиция «Омская Игрушка», где каждая фигурка будет сопровождаться кратким рассказом и бар-кодом, открывающим на смартфонах экскурсантов странички с более подробным рассказом и иллюстрациями.

- А игры вы забросили?

- Я бы сказал – сократили. Мы много работали и работаем на Россию, скажем, с Кировским объединением «Радуга», фабрикой игрушек «Весна», в Геленджике с «Технологом», который выпускает игры, с «Русским стилем» из Москвы. Для «Весны» сделали линейку кукол «Умница». Это старейшее предприятие, специализирующееся на производстве игрушек. С 1942 года все девочки росли на их куклах: представляете, построили фабрику во время войны!

Моя игра «Сталкериада» по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине» выпускалась и в Омске, и в европейской части России. Мне посчастливилось пообщаться с Борисом Натановичем Стругацким по телефону и заключить договор о передаче неисключительных прав на использование придуманных образов книжки. Выпущенная в начале 2000-х геленджикской компанией «Технолог» гексовая стратегическая игра «Сталинград» на фестивале настольных игр в Европе получила медаль как самая простая с точки зрения правил, самая достоверная с исторической точки зрения, самая динамичная и быстрая стратегическая настольная игра. Так что немцы высоко оценили нашу стратегичку.

Кроме «Сталинграда» в планах разработки стояли ещё «Курска битва», «Штурм Берлина», «Зимняя война», «Барбаросса»,  но издатели отказались поддерживать выпуск этих игр, сославшись на неразвитый рынок стратегических настолок в России. Были разработаны проекты «Цусима» и «Гражданская война в России», но и они также оказались невостребованными.

История в миниатюре и онлайн

- Ваш проект по созданию диорамы вы посвятили одному из эпизодов гражданской войны в России – Марьяновским боям.

- Когда мы повезли диораму в Марьяновку, я даже побаивался. Думал, сейчас приеду, установлю, стану рассказывать, а меня начнут поправлять. Но оказалось, что нынешние марьяновцы о тех боях практически ничего не знают. А ведь это был значимый момент в истории Омской области, первые столкновения в Гражданской войне. Страшный, кровавый бой. У нас диораму за два с небольшим месяца посмотрели почти 3000 человек. Теперь она находится в Музее революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников. Новый проект - диорама «Омск. Транссиб. История моста через Иртыш» на подходе, мы выиграли Президентский грант на его реализацию. На диораме будет воплощён момент испытания моста в 1896 году. История омского моста весьма примечательна. Помните, наверное: мост был взорван в 1919 году, и, казалось, его невозможно восстановить, а великая магистраль будет прервана навсегда… В общем, новый проект - новая история для омичей.

- Какой формат восприятия знаний для ребёнка самый лучший?

- Игровой. Они сейчас постоянно сидят в Интернете. Не всем взрослым это нравится, но запреты тут не помогут. Нужно не запрещать, а создавать альтернативный, полезный контент. Именно этим мы и занимаемся – наполняем интернет обучающими интерактивными краеведческими викторинами собственной разработки. Дети вовлечены в мир компьютерных игр, где соревновательный принцип чуть ли не главное. В 2018 году мы провели в Омской области пробные интеллектуальные интерактивные бои. Успешно. Понравилось и детям, и педагогам.

В рамках нашей программы краеведческих знаний «РОДНАЯ ОМСКАЯ ЗЕМЛЯ» уже созданы несколько приложений, на базе которых в школах могут проводиться интерактивные дополнительные занятия на тему: «Это Омск!», «Это Омская область!», «История Омского казачества», «Александр Невский», «Твоя Победа», «Поэты России».

В настоящий момент Творческое объединение «СКАЗ» работает над созданием и проведением в следующем учебном году первой краеведческой интерактивной он-лайн олимпиады «Это Омск!».

Причём наш формат олимпиады предполагает не столько проверку краеведческих знаний (их уровень сейчас чрезвычайно низок), сколько обогащение участников краеведческими знаниями. И в таком формате на первое место выходит массовость участников: чем больше школьников поучаствует, тем больше хоть что-то узнает о родном крае.

- Можете назвать принципы, которые сейчас важны для изучения истории края, что подошли бы современным детям?

- Первый – краткость: если вы не успели заинтересовать, то проиграли. «Многабукав» нынешних школьников утомляют. Информационный поток свыше семи минут человеком уже не воспринимается.

Второй принцип – это сенсационность. Например, финальный эпизод Парада Победы, когда на шинели Сталина несли раненую собаку-сапёра – это впечатляет и останется в памяти.

Третий принцип: получающий информацию должен с ней непременно что-то сделать. Тогда лучше запомнит. Напечатанные плакаты на стенде, где много текстов и неясные фото, не заинтересуют детей, а вот интернет-приложение, где нужно крутить ленту времени в поисках соответствия информации вопрос-ответ, - да. А в случае с «Омской игрушкой» он и слушает, и отвечает на вопросы, и раскрашивает фигурку. По сути, процесс познавательный совмещён с творческим, а это зацепочка, якорёк. Такое запоминается.

И, наконец, четвёртый принцип: современный формат донесения информации. Прежде всего Интернет. Книги сейчас менее авторитетны для школьников. Нужно активно задействовать и всячески приветствовать использование для получения правильной и полезной информации планшетов и смартфонов – главного поставщика информации для детей.

Юрий Тетерин.
Родился в Омске в 1965 году, окончил школу № 120, факультет автоматизации Омского политехнического института. Работал в НПО «Автоматика». Играет на саксофоне, занимается практической стрельбой, шкипер яхты. Любит читать книги.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Почему изменились цены на крепкий алкоголь?
  2. Почему автобус №78 не ездит по вечерам и выходным? Что за странный маршрут?
  3. Как будем отдыхать 23 февраля 2019 года?