Наталья Корнеева 0 245

Память о времени. Каким был революционный Омск?

Сто лет назад Россия перестала быть империей. Омск узнал о февральской революции уже после отречения царя и передачи власти Временному правительству.

Уникальные музейные предметы - гордость центра.
Уникальные музейные предметы - гордость центра. © / Александра Горбунова / АиФ

Встретили события в Сибири спокойно, правда, энтузиасты вышли на улицы с красными бантами в петлицах и под аналогичного цвета знамёнами. Никто и не думал, что скоро этот цвет станет символом жестокости. О том, чем жил город век назад, «АиФ в Омске» поговорил с Дмитрием Петиным, кандидатом исторических наук, главным архивистом Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, доцентом кафедры «Отечественная история» Омского государственного технического университета.

Дальняя провинция

Наталья Корнеева, «АиФ-Омск»: Дмитрий Игоревич, а каким был Омск в 1917 году?

Дмитрий Петин

Дмитрий Петин: Омск - дальняя провинция, и это был бюрократически-казённый город служилых людей. Об этом с долей юмора говорили ещё до революции, что в Омске не надо вечером включать много фонарей, улицы освещались блеском мундирных пуговиц. Февральская революция существенно ничего не изменила, и среднестатистический горожанин жил как прежде.

- Почему, на ваш взгляд, сейчас в учебниках Февральскую революцию называют переворотом?

- Ну а чем же революция отличается от переворота? Если перевести на язык медиков - это оперативное вмешательство, а мягкий путь - это реформа, преобразование. Думаю, что это вопрос трактовки, термины же тождественны.

- Ваша любимая тема - денежное обращение в годы революции и Гражданской войны. Что за особенность такая?

- С приходом новой власти, как правило, появляются новые деньги. Правительство Керенского имело желание печатать свои дензнаки высококачественными. Разместили заказ на производство денег в Америке, причём хотели заплатить приличную сумму за это частной американской банкнотной компании. Потом по иронии судьбы этот заказ возьмёт на себя правительство Колчака и заплатит за него из золотого запаса.

Пока ждали «американские» купюры, Временное правительство в Петрограде печатало свои деньги. «Керенки», например, выпускали номиналами 20 и 40 рублей, большими листами (по нескольку десятков купюр на листе) - бери ножницы и режь сколько надо. А из Америки деньги не получили: пока суть да дело, к власти пришли другие.

Временное правительство в Петрограде печатало свои деньги.

Но выпуск дензнаков в Омске начнётся с приходом белых. Эта эмиссия будет иметь политизированные черты. Ведь Белая Сибирь пыталась организовать автономное денежное обращение. А деньги были не только экономическим, но и государственным символом.

Приезжают туристы

- В 2016 году коммунисты Омской области выступили за закрытие Центра изучения истории Гражданской войны. Как вы к этому отнеслись?

- Центр - туристический бренд региона. Гости в Омск приезжают, чтобы посетить особняк Батюшкина, где жил Колчак. Центр ещё несёт очень важную нагрузку по сохранению памяти о том непростом времени, в которое жили наши предки. Ведь, я подчеркну, революции и Гражданская война - это самый сложный период нашей истории. Кто был хороший, а кто плохой, порой просто невозможно оценить. Но эту сложную, «неудобную» ретроспективную информацию мы, как историки-архивисты, всё равно будем нести.

- Работа Центра была одобрена некой официальной комиссией…

- Да. Комиссия Сибирского федерального округа по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России высоко оценила опыт Омской области, где в качестве структурного подраз­деления регионального архива был создан Центр изучения истории Гражданской войны. Добавлю, что Омск - место болезненной памяти, связанной с Колчаком. Я не буду обелять его ни в коем случае. Но суть в том, что эта инициатива КПРФ не выглядит конструктивно. Ну кому это выгодно? Штат у нас небольшой, три человека. А за содержание здания надо одинаково платить при нахождении в нём любого учреждения.

- Есть ещё учреждения в России, подобные омскому центру?

- Мы - единственные в России, гордость архивной службы и историко-культурной сферы Омского региона.

- Что готовите к столетию революций?

- 2017 год - трендовый для этой даты. Мы - интеллектуальная выставочная площадка Исторического архива Омской области. В марте состоится историко-документальная выставка, она будет посвящена наиболее ярким персоналиям, связанным с нашим регионом, с Сибирью. Омичи уже и не знают, кто такой Николай Яковлев, а его имя носит одна из центральных улиц. Или Залман Лобков. На выставке хотим показать и то, как Красный Октябрь нашёл своё отражение в советской повседневности.

Осенью, в годовщину социалистической революции, будет проводиться на базе центра Всероссийская научно-практическая конференция.

Впереди у нас реализация масштабного издательского проекта, это будет именной указатель к фондам Исторического архива Омской области на бывших белых офицеров, которые остались жить в Советской России и чья жизнь была связана с нашим регионом. Книга будет называться «Белые офицеры - красная власть», и здесь будут данные на более чем 7500 персоналий.

И ещё одна дата - столетие органов государственной безопасности. Почему это так важно? Потому что благодаря архивам ВЧК-ОГПУ нам многое известно о том времени. Чекисты вели отдельный учёт белогвардейцев, сохранился огромный массив документов, есть, например, характеристики почти на каждого офицера, оставшегося в Советской России.

- Они спокойно жили уже в Красной России?

- В Омске, к примеру, в 1920-е годы проживало 15 белых генералов, которые вписались в советские реалии. Другое дело, что с ними стало дальше: судьбы были разными.

- А как Колчак оказался в Омске?

- Адмирал ехал проездом с Дальнего Востока на юг России к Деникину, но в Омске получил предложение войти в так называемую директорию и занять пост военного и морского министра. На этом посту он находился недолго, 18 ноября 1918 года в Омске произошёл переворот. Генералитету, буржуазии и казачьей верхушке нужен был жёсткий лидер, волевой, близкий к диктаторству. Колчак был идеальной кандидатурой.

- Что вы можете сказать о большевиках?

- Большевики, насколько это было возможно, сумели сохранить территориальную целостность России - это большая заслуга. И учтите, большевики опирались на внутренние силы, тогда как белогвардейцы надеялись на союзников извне. Хотя история не терпит сослагательного наклонения, но я полагаю, что, если бы победили белые, могла вновь начаться борьба за власть, закончившаяся разделом страны. Иностранные союзники бы потом и предъявили счёт, потребовав ресурсы, деньги или территории.

Генералитету, буржуазии и казачьей верхушке нужен был жёсткий лидер, волевой, близкий к диктаторству.

Фильмы искажают историю

- Какой фильм о событиях столетней давности считаете самым правдивым?

- У нас сегодня снимают не историю, а некую сказку на исторической основе. Возьмите нашумевшие «Адмирал» или, допустим, фильм о событиях Первой мировой войны - «Батальон».

Мне кажется, что в советском кино, как ни парадоксально, показывали события правдивее. К 50-летию революции сняли «Неуловимые мстители» или «Служили два товарища». Как показаны были белые офицеры, тот же штабс-капитан Овечкин Армена Джигарханяна или поручик Брусенцов Владимира Высоцкого! Внимание уделяли мелочам, которые касались ношения формы, манер. И это были такие белые, с которыми было по-рыцарски приятно сражаться! Это возвеличивало и красных: что значит победить такого коварного и эстетически красивого врага?!

В 90-е бросило наш кинематограф в другую сторону. Белое движение романтизировали, а всё красное, большевистское не просто забыли, а растоптали. Единственный современный фильм о Гражданской войне, который мне понравился, это «Девять жизней Нестора Махно», хотя он не о Сибири.

- Знаете что-то об интернет-проекте «1917. Свободная история»?

- Конечно. Хорошо, что есть разные форматы. Некоторые хотя бы так прочитают и будут знать о событиях.

- Министр образования выступила с идеей об обязательном ЕГЭ по истории. Вы - за?

- Я - за. У истории есть ряд функций и реальных примеров, которые помогают воспитывать здравомыслящую личность, полноценную с точки зрения морали и общей психологической зрелости. Но всё же форма аттестации должна быть другой - не ЕГЭ. Я за классический устный экзамен: ведь история должна учить людей владеть мыслью и словом.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Где купить форму на последний звонок в Омске?
  2. Как бороться с метеозависимостью?
  3. Что можно брать с собой на ЕГЭ?

Из какого мяса вы предпочитаете жарить шашлык?