10:55 04/12/2014 Ольга Минайло 0 357

Конец фильма? Режиссёр из Омска про кинематограф, злой город и критику

Все материалы сюжета Гость редакции: самые интересные интервью

– Каждый раз, когда я снимаю фильм, я говорю себе, что это последняя картина, которую я делаю в Омске. Но если появляется идея, то остановиться очень сложно, - говорит омский кинорежиссёр Денис Павленко.

Многие заброшенные кинотеатры в стране до сих пор работают на плёночной аппаратуре.
Многие заброшенные кинотеатры в стране до сих пор работают на плёночной аппаратуре. © / Из личного архива

Денис Павленко единственный омский режиссёр, чьи фильмы можно посмотреть в кинотеатре. И хоть заработать съёмками картин в нашем городе невозможно, уезжать отсюда молодой человек пока не собирается. Недавно в КЦ «Вавилон» прошла премьера нового фильма Дениса под названием «Кинотеатр».

Плёночная жизнь   

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Денис, ты снял фильм про любовь, но совершенно случайно показал всю безнадёжную ситуацию со старыми российскими кинотеатрами, в которых ничего нет, и куда на сеансы приходят по несколько человек. И это не только проблема КДЦ «Иртыш», где проходили съёмки. У нас во всей стране такая ситуация. Они обречены?   

Денис Павленко: Старые кинотеатры на одних только показах фильмов не выживут. Нужно открывать в них кафе и бары, какие-нибудь дискуссионные площадки либо сдавать помещения в аренду. Старым кинотеатрам необходима новая аппаратура, но она дорогая, а денег на это городской муниципалитет выделять не будет. Одно только проекционное оборудование стоит около 3 млн рублей! То есть, просто проектор с цифровым ящиком, куда закачивают фильмы. А ведь ещё нужны запасные серверы, новые экраны, со звуком тоже что-то делать нужно… Я снимал новый фильм в КДЦ «Иртыш», так как это кинотеатр моего детства, и мне хотелось сделать ему приятное. Когда я учился в школе, ходил туда каждый день в 9 утра перед уроками. Я помню аншлаги в «Иртыше» утром в будний день на показе «Терминатора»! В понедельник в 9 утра, представляешь себе? Это был 1991 год. Афиши тогда ещё от руки рисовали – целые произведения искусства получались. Кинотеатр хороший, но людей приходит мало, а фильмы показывают старые.

Съёмки хорошего фильма - дорогой процесс. Фото: Из личного архива Дениса Павленко

– Нет денег на новые?

– Они технически не смогут показать новый фильм. Там аппаратура плёночная, которая работает с момента открытия кинотеатра в 1984 году. А фильмов на плёнке больше не привозят, везде «цифра». Именно поэтому новых фильмов там нет, и не будет.

– А новые кинотеатры Омску нужны? Их стали открывать в каждом торговом центре, а зачем? 

– Кинотеатры в торговых центрах – это очень удобно. Человек в одном месте может и в бильярд поиграть, и продукты купить, а заодно фильм посмотреть. Но вообще омичи так уж часто в кино не ходят. Во многих кинотеатрах с утра отменяют показы, а полные залы обычно собирают мультипликационные или широко разрекламированные художественные фильмы.

Про маньяков и конец света

– Недавно в Омске прошла премьера документального фильма о группе «Гражданская оборона» и Егоре Летове. Его вдова Наталья Чумакова потратила на съёмки и постпродакшен 1 млн рублей. Ты можешь снять фильм за 3 тысячи рублей. Многие люди не понимают, на что можно потратить миллион?

– Съёмка хорошего фильма – безумно дорогой процесс. На одну обработку звука в профессиональной студии уходит до 1 млн рублей. То есть этот миллион можно потратить ТОЛЬКО на звук. Самая простенькая цветокоррекция стоит 200 тысяч рублей. И я уже не говорю про спецэффекты – здесь 1 секунда в русском фильме обойдётся в 3 тысячи рублей.

Со съёмок фильма «Кинотеатр». Фото: Из личного архива Дениса Павленко

– Иными словами, хороший фильм можно снять только в Москве?

– Когда появились хорошие камеры со сменной оптикой, во всей стране стали пытаться снимать кино. Но в Омске обычно всё заканчивается на уровне разговоров. Нет бюджета, нет спонсоров. Никому ничего не надо – ни презентаций, ни имени в титрах и на афишах. Причём не хотят оказывать помощь не только финансовую, но даже на уровне информационной поддержки, или, допустим, помочь с арендой помещений.

– При этом у нас в городе с каждым годом становится всё больше фестивалей – то любительских фильмов, то документальных… А кто на них ходит?

– То, что такие фестивали проводят, хорошо, но добровольно на них на самом деле мало кто пойдёт. Те омичи, которые предпочитают обычные кинотеатры, лучше сходят на какие-нибудь «Голодные игры» или очередной ужастик. На фестивале документального кино изначально вход был платный. Сначала 100 рублей, потом 50 рублей, а людей нет. В итоге вообще все показы стали организовывать бесплатно, только бы народ пришёл. Кстати, люди на самом деле стали приходить, но в основном это студенты гуманитарных факультетов, которых сюда приводят преподаватели. Сам я хожу на эти фестивали, но не всегда понимаю логику распределения призовых мест.

Съёмки проходили в кинотеатре «Иртыш». Фото: Из личного архива Дениса Павленко

– К документальным фильмам сейчас больше интереса у зрителей? Да и снимать их, кажется, несколько проще.

– В кинотеатрах документальных фильмов практически нет. Да и их производство сложный процесс. Нужно найти определённую тему, раскопать её, договориться на съёмки с очевидцами какого-то события, а кое-где вообще придётся снимать украдкой. Мне часто кричат: «Никаких камер!». Как-то в центре Омска мы с ребятами снимали эпизод под окнами  многоэтажного дома – положили на асфальт человека и налили рядом искусственную кровь. Тут же из окна вылезла бабушка, которая стала кричать: «Труп под окнами!» и «Где милиция?!». Наш «труп» поднялся с асфальта и уверил бабулю, что всё хорошо. Однако она после этого стала требовать разрешение на съёмку. Мы тогда короткометражку снимали.

– Короткометражные фильмы сейчас тоже модный жанр. Тебе нравится вкладывать максимум смысла в минимум хронометража?

– Да. Но здесь в пять минут нужно вложить очень многое. Одна из моих короткометражек «Последняя ночь на Земле» очень социальная – про конец света, по рассказу Рэя Бредберри. Там документальная военная хроника, начиная со второй мировой войны, Чечня, Афган, взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке, а в конце – ядерный взрыв. Вот это конец света, когда люди сами себя убивают. Вот об этом нужно говорить.

В малобюджетных фильмах важен не свет, а то,как выставлен кадр. Фото: Из личного архива Дениса Павленко

– А снимать фильмы, что называется, на злобу дня, актуально? О менее глобальных, но тоже важных проблемах?

– Проблема в том, что у нас юмора люди не понимают. Если разоблачать кого-то, то до проката эту картину не допустят. Очень часто люди пытаются искать тайный смысл там, где его нет. Меня в 2006 году хотели отчислить из университета. За съёмку фильма! Студента специальности «фотокинодело»! Я снимал триллер под названием «Злые деревни» в Чернолучье. И одна из газет об этом написала. После в деканате меня спрашивали: чему я учу молодёжь? А если пенсионеры из Чернолучья откроют газету и подумают, что у них в деревне маньяки завелись? Дескать, никто не обратит внимания на то, что это фильм. То есть смысл в том, что в Омской области никаких «злых деревень» априори быть не может.  

Про аккорды и историю    

– Денис, что тобой движет, когда ты в очередной раз решаешься на съёмку фильма в Омске? Ты ведь ничего на этом не зарабатываешь, а только тратишь и остаёшься в минусе. Внутренняя батарейка ещё не перегорела?

– Я сколько раз говорил себе, что всё, я больше не могу. Каждый раз, когда я снимаю фильм, я думаю, что это последняя картина, которую я делаю в Омске. Но если появляется идея, остановиться очень сложно. О ней нужно рассказать, её нужно воплотить на экране. Один американский режиссёр как-то сказал, что кино – это болезнь, и лучшее средство от этой болезни – снова кино. Если честно, то я периодически перегораю. У меня есть в голове четыре задумки, но реализовать их в Омске на хорошем уровне не получится. Я был в кинокомпаниях в Москве, приносил свои диски. Мне говорили, что идеи у меня хорошие, но бюджета у них нет. В мире российского кино коррупция страшная, и куском «пирога» никто ни с кем делиться не хочет.

Денису говорят, что идеи у него хорошие, но бюджета нет. Фото: Из личного архива Дениса Павленко

– То есть, у молодого режиссёра путь в большое кино закрыт?

– Можно пробить себе дорогу через сериалы, например, устроиться на их съёмки вторым режиссёром. Молодые киношники из провинции голодные до съёмок, готовы работать за копейки. Главное, чтобы у них была возможность что-то делать. Но им необходимо иметь хорошее портфолио, чтобы было понятно, что человек знает, как нужно снимать, монтировать, выстраивать кадр… Образование? На него не сильно обращают внимания. Вот в Европе и Америке вообще образования почти ни у кого нет. Ни у режиссёров Кристофа Нолана, Джеймса Кэмерона или Квентина Тарантино. Последний вообще сценарий «Бешеных псов» написал во время работы в видеопрокате. Стивен Спилберг диплом о режиссёрском образовании получил только в 2002 году. В начале 70-х он просто дважды не поступил в университет. Таланта в нём не увидели. После чего было 30 лет его блестящей карьеры… Если у молодого режиссёра есть возможность покинуть провинцию и уехать в столицу, то ей нужно воспользоваться. Всегда ведь можно вернуться назад. Я сам пытался несколько лет назад уехать из города, жил месяц в Геленджике, но потом всё равно вернулся домой. Город маленький, в котором всё оживает только летом, в туристический сезон. Зато я написал там сценарий фильма про вампиров.

Съёмки фильма - трудоёмкий процесс. Фото: Из личного архива Дениса Павленко

– Я знаю, что скоро ты будешь снимать фильм к 300-летию Омска. Что это будет?

– Фильм называется «Аккорды истории», он запланирован к юбилею города. Сценарии омички Валерии Зикуновой заняли 1 и 2 место всероссийского конкурса «Кинопризыв». Они отмечены спецпризом от КТК «Главкино», утверждены для производства в министерстве обороны РФ. Фильм будет состоять из шести новелл о разных поколениях омичей. Девушка, написавшая сценарий, обратилась ко мне. Почему? Не знаю, она говорит, что не знает больше никого в Омске, кто может начать снимать фильм, а, главное, закончить его.

– Денис, ты уже пять лет снимаешь фильмы и часто сталкиваешь с критикой в свой адрес. Как ты на неё реагируешь?

– Нормально. Было бы хуже, если бы все молчали, значит, это точно никому не интересно. А тут люди интересуются фильмами, они меня знают, а я их нет. Иногда встречается конструктивная критика, я к ней прислушиваюсь. Сейчас больше положительных отзывов, хотя раньше мне часто говорили откровенные гадости. Вот что я людям сделал? Причём оскорбляли не зрители, а будущие режиссёры, у которых не получилось снять фильм и довести какой-то свой проект до конца. И говорят иногда глупые вещи – вот у тебя качество картинки плохое, со светом проблемы. В низкобюджетных фильмах профессионалы никогда не критикуют свет, цвет или звук. Главное – идея и подача этой идеи. Актёрская игра. Постановка кадра. У нас же в Омске любят критиковать. Один из новосибирских режиссёров, приезжавших в наш город, удивился, какие мы все злые. Омск на самом деле немножко злой. Потому что мало людей, которые реально что-то делают, но зато хотят, чтобы всё было идеально.

Досье
Денис Павленко, кинорежиссёр. Родился в 1983 году в Омске, окончил факультет культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского. Первый фильм, вышедший в кинотеатре, – «Фантазм» (2010 г.). Сейчас работает в киноклубе «Арт-классик» в КЦ «Вавилон».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Кто такая Ольга Парфёнова?
  2. Когда можно будет полететь в Турцию?
  3. Будут ли ремонтировать омские спортшколы после Олимпиады?