Марина Прожога 0 354

Александр Лейфер: «Читательская оценка самая важная»

Статья из газеты: АиФ в Омске № 11 (719) 12/03/2014
Все материалы сюжета Гость редакции: самые интересные интервью

Известный омский писатель недавно выпустил новую книгу «Жить вместе», которая номинирована на Горьковскую литературную премию. О том, какая она, современная литература, есть ли в Омске юные дарования, Лейфер поделился с корреспондентом «АиФ в Омске».

Александр Лейфер с новой книгой «Жить вместе».
Александр Лейфер с новой книгой «Жить вместе». © / Евгений Кармаев / АиФ

В конце января Александр Лейфер, известный омский писатель, заслуженный работник культуры России, презентовал свою новую книгу под названием «Жить вместе» – сборник очерков и эссе. Вскоре Правление Союза российских писателей номинировало книгу на Горьковскую литературную премию.

Книга эта, как и остальные произведения писателя, главным образом о том, что довелось пережить и прочувствовать ему самому, о событиях, свидетелем которых был, о городе в котором он родился и живёт, и, разумеется, о людях этого города.

Умных книжек не покупают

Марина Прожога, omsk.aif.ru: Александр Эрахмиэлович, кто Ваш читатель? Порой кажется, что в наши дни интересными считают и читают только детективы и любовные романы.

Александр Лейфер: Мой читатель – это человек интересующийся культурой, местной историей. Это не широкий читатель, прекрасно это понимаю. Двери ломать в книжных магазинах за моими книгами не будут. Но не считаю, что работаю для какого-то узкого круга краеведов. К великому сожалению, в нашем обществе главенствует не очень высокий литературный вкус. Расхватывают книжки мадам Донцовой и подобных ей литераторов – для того, чтобы читать где-нибудь в автобусе, в электричке. Пожалуйста, пусть читают, но для нравственного развития, для расширения кругозора это ничего не даёт. В современных книжных магазинах – увы – преобладает подобная литература. Она броско, красиво оформляется, хорошо исполняется в полиграфическом отношении, стоит недорого, и, наверное, поэтому её расхватывают. Всегда все ратовали за то, чтобы из книжного магазина человек выносил умную книжку, а теперь получается наоборот. Это беда наша.

Александр Лейфер. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Вы автор историко-краеведческих книг. Как собираете информацию, сколько времени уходит на написание?

– Моя первая книжка, маленькая тоненькая, посвящена нашему земляку – Петру Драверту. Интересному человеку, учёному и талантливому поэту. Исследователь Сибири, он был знаком со многими известными людьми – например, с академиком Вернадским, который считал его своим другом. Одно время Драверт преподавал в Омском сельхозинституте, потом работал сотрудником в историко-краеведческом музее. Его не раз приглашали в Москву, Питер, но он считал, что Сибирь – это его вторая родина, и отказывался от предложений. Поэтому и книга моя называется «Сибири не изменю!..» Впервые я узнал о Драверте в 1969 году, ему отмечали тогда 90-летний юбилей. А книжка вышла в 1979 году, спустя 10 лет! Конечно, – это была первая книга. Как её делать, как собирать материал, как писать – всего этого ещё толком не знал. (Сейчас, кстати сказать, я бы эту первую книжку переписал, но…). А книга «Вокруг Достоевского» – сколько её писал, и сказать даже не могу. Темой Достоевского заинтересовался в конце 60-х годов. Публиковал об этом популярные очерки, а потом собрал их в одну книгу, которая вышла в 1996 году. В любом случае, за полгода написать серьёзную книгу невозможно.

В Красноярске на литфестивале КУБ (Книга-Ум-Будущее). Фото: Из личного архива

– Кого из современных писателей посоветовали бы почитать омичам, сами читаете?

– Нынче много интересных авторов – на всякий вкус. Есть, например, прозаик Роман Сенчин, стараюсь не пропускать его книги. Он пишет о нашей нынешней жизни и пишет правдиво, реалистично, жёстко. Считаю, что таких писателей должно быть больше. Нравятся романы Людмилы Улицкой, это современно и остро думающий человек. В своё время любил Фазиля Искандера, прочитайте его давнюю повесть «Созвездие Козлотура» – будто о сегодняшнем дне писано, он и сейчас работает, несмотря на возраст. Выделил бы Александра Астраханцева, Эдуарда Русакова – красноярских прозаиков. Я с ними знаком и стараюсь не пропускать работы тех, кого знаю. К ним относится, например, и питерский писатель Михаил Кураев. Много талантливых людей в нашей литературе.

Дети не читают – сами ли виноваты?

– Когда-то Россия была самой читающей страной в мире, а сегодня невозможно заставить ребёнка взять книгу в руки. Что делать?

– Тут нет и не может быть какого-то единого рецепта. И винить некого, сами виноваты. Несколько лет подряд наблюдалась вполне определённая тенденция – свести присутствие русской классики и вообще литературы в школьной программе до минимума. До совершенно уж неприличного размера – двух часов в неделю. Пользуясь своей возможностью достучаться до самых верхов, вдова Солженицына – Наталья Дмитриевна –прямо и остро поставила этот вопрос во время своей встречи с президентом. Почему русскую классическую литературу, которая признана всем миром как одно из чудес света, в нашей стране школьники изучают всего два часа в неделю? И президент услышал. Сейчас эту ситуацию исправляют – увеличивают количество часов, возвращают письменный экзамен по литературе, исключают её из списка предметов, которые проверятся по ЕГЭ. А вот как заинтересовать конкретного паренька или девушку чтением книг? Думаю, какая-то такая книга должна попасться им, которая, «зацепит». Себя помню читающим Джека Лондона, например, рассказы о собаках, об Аляске. Почему-то они легли мне на душу. Или Льва Кассиля с удовольствием читал, его книгу «Кондуит и Швамбрания». Подсказывать им надо нам, старшим. Подкладывать под нос такие книжки…

– Согласны ли с мнением, что классическая бумажная книга себя изживает?

– Думаю, что все эти утверждения, что пришёл конец бумажной книге, что скоро и библиотек не будет, потому что всю библиотеку можно будет скачать на один диск, что останутся только аудио-книги, мне кажется преувеличением. Хорошо помню зарю телевидения и все предсказания, что скоро и театры закроют, потому что любой спектакль можно будет посмотреть дома, не снимая тапочек, что не надо будет и на концерты ходить, т. к. любую симфонию можно будет прослушать по телевизору… Но этого не произошло. Хорошо, что сейчас есть аудио- и электронные книги. Читайте, слушайте хорошие тексты. Но и бумажная книга как произведение полиграфического искусства, как явление культуры, как одно из величайших достижений человеческого разума не может исчезнуть просто так.

Про «синий чулок» и ЖЖ

– А как в Омске с авторами, есть у нас пишущая молодёжь?

– Как это ни странно, но, несмотря на то, что всем ясно – профессия литератора каких-то больших дивидендов человеку не даст, если ты только «пачками» не пишешь детективы, количество людей, пытающихся попробовать себя в литературе, не иссякает. Омское отделение Союза российских писателей проводит литературные семинары «ПарОм», и на них я понаблюдал за теми, кто туда приходит. Возраст и социальный статус – самый разный. Старшеклассники, студенты, бизнесмены, безработные, инженеры, бухгалтеры… Пишут и прозу, и стихи, и литературную критику. И не просто – девушка влюбилась и стремится излить свои страдания. Нет! Люди пытаются разобраться в сложных жизненных и нравственных вопросах, пишут о нашей окружающей жизни. Я нынче осенью смотрел на них и радовался. Серьёзные люди и в то же время – отнюдь не «синие чулки», молодые весёлые ребята, которые радуются общению с единомышленниками.

С молодой писательницей Серафимой Орловой на вручении областной молодёжной литературной премии им. Ф.М. Достоевского. Фото: Из личного архива

– И всё-таки лучшие покидают Омск, таланты уезжают…

– Так было во все времена – Москва и Питер, две наших столицы, всегда вытягивали из провинции лучшее, об этом можно сожалеть, но ничего с этим не поделаешь. Например, наша писательская организация в 1999 году рекомендовала на Высшие литературные курсы молодого прозаика Алису Поникаровскую, а с ней в Москве возьми да и случись, как в песне поётся, «эта самая любовь», и она стала москвичкой. Нашла себя – выпустила несколько книг, плодотворно сотрудничает с телеканалами, пишет сценарии для популярных телесериалов «Пятая стража», «След», «Детективы» и т. д. Уехал в Питер молодой поэт Иван Денисенко, в Краснодар – критик Сергей Поварцов. Это, повторяю, закономерный процесс, с ним и бороться-то глупо.

– Расскажите о том, как стали блогером? Несколько необычная роль, мне кажется, учитывая Вашу любовь к бумажной книге.

– Да ничего удивительного! Ко мне домой приехали журналисты одного из информационных интернет-сайтов и пригласили стать их блогером. Я согласился.

Ещё до этого, как только я немного освоил компьютер, меня привлёк Живой журнал. Подумывал завести свою страничку в ЖЖ, а тут как будто подслушали меня и пригласили на сайт. Два года с ними сотрудничаю. Не могу сказать, что я популярный блогер, мои посты вызывают волну откликов, нет. Но свой читатель есть и у меня. Ценна сама возможность высказываться. Наличие блогерского сообщества даёт возможность обсуждения важных вопросов, позволяет формировать общественное мнение. И это я считаю одним из плюсов интернета. Потому, что общественное мнение в своей основе имеет здоровые корни, общество не обманешь. Во всяком случае, надеюсь на это.

Из сада превратились в «пень»

– Одну из последних книг – «Блог-пост, или Кровь событий» Вы посвятили 300-летию Омска. А каким, на Ваш взгляд, этот юбилей должен встретить город?

– Мы часто говорим о том, что Омск когда-то называли городом-садом, и в самом деле – помню, как на городских улицах росли такой красоты гладиолусы, что нанимали сторожей караулить их. А в последнее время что происходит? Постепенно уничтожаются маленькие оазисы зелени, под различные застройки вырубаются скверы и парки. Ведь не случайно Омску люди уже дали горькое прозвище «город-пень», а народ зря не скажет. И получается, что главные враги города, как ни странно, – строители. С экономической точки зрения, конечно, выгоднее вырубить какой-нибудь сквер и использовать его под строительную площадку, чем поискать таковую на бесконечных Амурских, Ремесленных, Восточных, Линиях и других окраинных массивах частного сектора, от которого, кроме пожаров, ждать нечего. Но это невыгодно, потому что нужно будет выплатить компенсации либо давать квартиры, снося частные дома. Поэтому строители под разными предлогами стремятся на те зелёные островки, которые ещё остались в Омске. Прибрали к рукам часть полей «СибНИИсхоза», идёт наступление на зелёные массивы вокруг Аграрного университета, вокруг гостиницы «Иртыш», даже вокруг Зелёного острова! И всякий раз после очередного скандала наша власть обещает, что больше ни одного сквера не будет снесено, но ситуация повторяется. Считаю, что к юбилею нам нужно сберечь и преумножить наследие того города-сада, который был когда-то лет 50 назад.

Презентация книги «Блог-пост, или Кровь событий». Фото: Из личного архива

– Какую оценку своих книг, считаете самой высокой, и почему последнюю книгу на литературном вечере назвали подарком самому себе?

– Я так сказал, потому что сборник очерков «Жить вместе», как и предыдущая книга «Блог-пост», написаны в той манере, к которой я стремился многие годы. Эта манера чем-то сродни исповеди. Началось это, пожалуй, с книги «Мой Вильям». Именно тогда, когда я впервые писал о лично близком мне человеке – многолетнем друге поэте Вильяме Озолине, во мне что-то «хрустнуло». Эта и последующие книги написаны более доверительно, искренне, чем предыдущие, и, пожалуй, это наиболее дорого мне. А насчёт оценки… Недавно дали такую оценку, которую я воспринимаю выше, чем иную литературоведческую, выверенную похвалу. Подарил «Блог-пост» машинистке, с которой в молодые годы работал в одной редакции. На следующий день она позвонила и сказала, что не выспалась – решила полистать книгу перед сном и пока не прочитала всю, не смогла заснуть. Запомнил её слова: «Я как будто с тобой поговорила». Считаю, что это одна из самых высоких оценок, какие я когда-либо получал.

Досье
Александр Лейфер, сопредседатель Союза российских писателей, председатель Омского отделения Союза российских писателей, редактор литературного альманаха «Складчина». Родился 27 декабря 1943 г. в г. Омске. Окончил Казанский государственный университет в 1967 г. В разное время работал в газетах «Омская правда», «Молодой сибиряк», «Рабочая честь», «Хроника», «Вечерний Омск», в Омском областном комитете по телевидению и радиовещанию. В 1970 г. принят в Союз журналистов СССР, в 1992 г. – в Союз российских писателей.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что нельзя публиковать в соцсетях?
  2. Кто контролирует деятельность летних кафе?
  3. Может ли человек самостоятельно выбрать день получения пенсии?