aif.ru counter
28

"Хохлома натюрлих"

Забавно покупать русских матрёшек и видеть надпись "сделано в Китае". Печально в каждом городе наблюдать один и тот же убогий сувенирый ассортимент: кружки, магниты, тарелки. Обидно везти друзьям чёрт знает откуда "эксклюзивные" подарки, платить на таможне за перевес багажа, а потом в ближайшем магазине найти точно такие же.

Забавно покупать русских матрёшек и видеть надпись "сделано в Китае". Печально в каждом городе наблюдать один и тот же убогий сувенирый ассортимент: кружки, магниты, тарелки. Обидно везти друзьям чёрт знает откуда "эксклюзивные" подарки, платить на таможне за перевес багажа, а потом в ближайшем магазине найти точно такие же.

Любой турист от пребывания в чужом городе хочет оставить что-то на память. Что-то оригинальное, необычное, не такое, как у других, и главное, говорящее именно об этой стране, об этом городе. Но в итоге из Германии все возвращаются с пивными кружками, из Италии - с масками, из Египта - с папирусом. В России с сувениркой дела ещё хуже. Купить в одном городе то, чего не найдёшь ни в каком другом, практически невозможно. Почему? "АиФ в Омске" пытался разобраться в этом вместе с директором единственной в Сибири фабрики сувениров Виктором САВЕЛЬЕВЫМ.

- Дело в том, что производителей сувениров не только в Омске, но и в России очень мало. В отношении прибыльности это не столь привлекательный бизнес, но слишком хлопотный. Хорошо, если с десяток крупных компаний наберётся. А разработкой новых сувениров занимается ещё меньше фирм. Соответственно по всей стране расходятся сувениры одного плана: предмет, на который нанесена эмблема или название города. В Омске дело осложняется ещё и тем, что нет своего яркого символа, на базе которого можно разработать собственный, индивидуальный омский сувенир.

Просто штамповка

- обилие "товаров востока" в сувенирных магазинах вас как производителя не пугает?

- В восточных вещах на самом деле много интересного. Но настоящие, дорогие товары до нас не дойдут, они все оседают в крупных городах, где больше денег и выше покупательский спрос. За талисманы удачи, любви и достатка нашему покупателю выдаются, как правило, обычные штамповки.

- Получается, фабричный сувенир менее "благородный", чем ручной?

- В штамповке пропадает эксклюзивность, его главное свойство, а цена неоправданно завышается. К примеру, штамповка из дешёвого пластика - не такое уж затратное производство. Зато продают такие вещи втридорога: цена в среднем в четыре раза выше себестоимости. Кроме того, в сувенире, сделанном вручную, ещё и астральные моменты возникают, через вещь передаётся энергетика человека, его настроение.

- Подделок на рынке сувениров много?

- Их доля, безусловно, велика. За всю отрасль не скажу, но, например, по палеху и по хохломской росписи специалисты оценивают долю подделок в 60-70%.

Чтобы крякнуло

- Когда обычная вещь превращается в сувенир?

- У сувенира нет определения и технических характеристик. Предмет становится сувениром, когда на нём появляется этикетка "сувенир". Она говорит о том, что вещь не может использоваться как предмет быта.

- Сегодня, в век вещей полезных и функциональных, изменилось ли отношение людей к безделушкам? Ведь многие воспринимают подарки из заморских стран только как "пылесборник".

- Мы заметили, что люди стали меньше покупать сувениров романтических, любовных, и больше - деловых, для бизнеса, для привлечения удачи, "антикризисных". Не стремятся брать сувениры с каким-то глубоким смыслом, над которым надо думать. А ведь именно этим Россия всегда и отличалась, нам был неинтересен упрощённый товар, чтобы в лоб что-то стукнуло, крякнуло, пискнуло.

Почти Малевич

- Как вы относитесь к изделиям, в которых упоминаются первые лица страны - Путин, Медведев? Футболка с надписью "Я лучший друг Путина" - это юмор или безвкусица?

- Здесь всё определяется чувством меры самого производителя. А если ещё точнее, чувством вкуса покупателя, ведь предложение зависит от спроса. Так что это тенденция не "сувенирная", а социальная. А насчёт безвкусицы, то на рынке сувениров, на мой взгляд, она доходит до 70%.

- Может ли сувенир когда-нибудь потерять свою востребованность?

- Нет. Потому что человек никогда не преодолеет потребность сохранять память о людях, событиях, встречах.

- Вспомните самый необычный сувенир, который вам довелось видеть.

- Это было изобретение немецкой фирмы - большие стеклянные шары, внутри одного безо всякого привода крутились маленькие вертушки, а внутри другого летал ещё один маленький шар. Я сам технарь, и мне интересны вещи с техническим решением. Меня это удивило потому, что я не мог понять, как это сделано. Химия это или физика? Пытался поэкспериментировать. Так и не смог разгадать технологию эффекта. Но ещё больше мне нравится сувенир, созданный на нашей фабрике, - пустая рамка, на которой написано: "Без тебя - пустота". Почти Малевич!

Смотрите также:




Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Кто может рассчитывать на ипотечные каникулы?
  2. Может ли одинокий инвалид-колясочник получить достойный уход у себя дома?
  3. Можно ли хранить порох, если продал ружьё?
  4. Можно ли сдать в эксплуатацию дом без форточек в подъезде?
  5. Надо ли уступать дорогу колонне в сопровождении машины ГИБДД?
Считаете ли вы необходимым защититься от клещевого энцефалита с помощью прививки?